Георгики

Георгики это дидактическая поэма, заключающая в себе описания и наставления в сельскохозяйственной сфере человеческой деятельности; древнейший образец — поэма Гесиода «Труды и дни» (8 век до н.э.). «Георгиками» — собственно «земледельческими стихами» — назвал свое дидактическое сочинение Вергилий (70-19 до н.э.), в котором практические советы по земледелию, плодоводству, скотоводству и пчеловодству, сочетались с описаниями разных времен года, красот природы, преимуществ жизни на лоне природы, сельских досугов и трудов, благотворно преобразующих как природу, так и самого человека. Новаторство Вергилия заключалось в философском осмыслении сельскохозяйственной тематики и шире — взаимоотношений природы и человека, в сопряжении поучений с рассуждениями о судьбах Рима и о должном образе жизни.

В русле этой традиции — поэмы А.Полициано «Деревенщина» (1483), Л.Аламанни «Обработка сада» (1546), Р.Рапена «Сады» (1665). Явное идейно-тематическое родство «Георгик» Вергилия с его же эклогами способствовало тому, что название поэмы стало восприниматься как обозначение жанра, близкого пасторали. В «Рассуждении о георгике» (1697), предпосланном новому, выполненному Дж.Драйденом, переводу поэмы Вергилия на английский язык, Дж.Аддисон указывал на присутствие в георгиках, в отличие от пасторали, явно выраженного дидактического начала. Именно в Англии с ее идеологией землевладения и землепользования складываются в Новое время наиболее благоприятные условия для развития георгики. Один из первых образцов в этом роде — поэма Т.Тассера «Пятьсот правил хорошего хозяйствования» (1573), однако подзаголовок «Георгики» впервые поставил к своей поэме о выращивании яблок и изготовлении сидра Дж.Филипс («Сидр», 1708). За поэмой Филипса последовали: «Хмельник» (1752) К.Смарта, «Сельское хозяйство» (1754) У.Додели, «Руно» (1757) Дж.Дайера. Кроме сельскохозяйственных, создаются, посвященные отдельным видам сельских досугов — «Невинный Эпикур, или Искусство рыболовства» (1697) Н.Тейта, «Сельские досуги» (1713) Дж.Гея, «Охота» (1735) У.Сомервиля; садово-парковому искусству — «Возвращенный рай, или Искусство садоводства» (1728) Дж.Лоуренса, «Английский сад» (1772-82) У.Мейсона. Практические наставления, не связанные с сельской тематикой, но соотносящиеся посредством авторских отступлений с общими проблемами национальной жизни содержит поэма Дж. Армстронга «Искусство сохранения здоровья» (1744). Опыт бурлескных георгик представляет собой поэма Гея «Тривия, или Искусство ходить по улицам Лондона» (1716). Особое место в жанровой традиции занимают «топографические» или описательные поэмы. Понятие описательной, или «местной», поэмы впервые использовал английский критик Сэмюел Джонсон, назвав так поэму «Холм Купера» (1642) Дж.Денема и объявив его создателем нового жанра, основу которого «составляет поэтическое описание какого-либо конкретного пейзажа, дополненное теми украшениями, которые могут придать обращение к историческому прошлому и случайные размышления».

В описательной поэме, на первый план выходят картины природы, смены времен года и времени суток, сценки из сельской жизни; они проникнуты патетическими интонациями патриотического характера, философскими медитациями по поводу божественного все-присутствия, хотя и соседствуют с дидактическим эпизодом, содержащим поучения и наставления. Нередко наличествует мораль, вытекающая из противопоставления жизни на лоне природы городской суете. И если описательность была известна древней поэзии (описание щита Ахилла в «Илиаде» Гомера; описание протекающей в центральной Европе реки Мозель в поэме «Мозелла»), то в Новое время она возникает на иной почве, как бы рождаясь заново. «Философско-гносеологической основой описательной поэзии явился сенсуализм Дж.Локка. Стремление передать зримый Мир средствами слова, совместить непосредственное чувственное восприятие с абстрактно-логическим характерно для художественных исканий эпохи Просвещения», а на решение вставшей в этой связи проблемы размежевания границ живописи и поэзии направляют свои теоретические усилия Ж.Б.Дюбо («Критические размышления о поэзии и живописи», 1719), Г.Э.Лессинг («Лаокоон», 1766), И.Г.Гердер («Критические леса», 1769). Классический образец описательной поэмы — «Времена года» (1726-30) Дж.Томсона; к этому же роду в английской поэзии принадлежат «Виндзорский лес» (1713) А.Поупа, «Задача» (1784) У.Каупера. Во Франции — это поэма кардинала Берни «Времена года, или Французские георгики» (1763); «Времена года» (1768) Ж.Ф.де Сен-Ламбера, вольное переложение поэмы Томсона; «Месяцы» (1779) А.Руше; «Четыре времени года, или Лангедокские георгики» (1781) Ж.К.Пейро. Самыми известными стали поэмы Ж.Делиля «Сады» (1782) и «Сельский житель, или Французские георгики» (1800). К этой же традиции в немецкой литературе относятся «Весна» (1749) Э.Клейста, в швейцарской — «Альпы» (1732) А.Галлера. В Польше описательную поэму создает К.Козьмян («Польские селяне», 1802-30).

В России наряду с переводами (Вергилия, Томсона, Клейста, Сен-Ламбера, Делиля) и откровенно беспомощными подражаниями («Досуги сельского жителя», 1826; «Четыре времени года русского поселянина», 1830, Ф.Слепушкина), единственный серьезный опыт описательной поэмы — «Таврида, или Мой летний день в Таврическом Херсонесе» (1798) С.С.Боброва. Вместе с тем, с традициями природо-описательной поэзии исследователи связывают «Воспоминания в Царском Селе» (1814) А.С.Пушкина, а также его замыслы поэм «Кавказ» (ставшей позднее «Кавказским пленником», 1820-21) и «Таврида». Следы жанра георгики можно усмотреть в прозаических «Записках об уженье рыбы» (1847) С.Т.Аксакова.

Слово георгики произошло от греческого georgicos, что в переводе означает — земледельческий.

Путь к осознанности
Adblock
detector