Героическое

Героическое, героика это эстетическая категория, разновидность возвышенного, в тематическом воплощении предполагающая художественное воспроизведение мужественного и самоотверженного поведения индивидуума или масс во имя высоких целей. Этическая составляющая в героическом не была изначально обязательной. Древние греки называли героем сына бога и человека (полубога) или человека, превращенного в бога. Такие герои, как правило, и совершали наиболее выдающиеся подвиги, выполняя волю судьбы, богов или действуя во имя самоутверждения. Во многом таковы и средневековые рыцари. Роланд погубил себя и свой отряд из-за собственной гордыни, но он любит «Францию милую» и верен сюзерену — этого наряду с воинским подвигом достаточно для вечной славы («Песнь о Роланде», 12 век).

Осознание героического

Теоретическое осознание героического прошло долгий путь развития. Дж.Бруно как человек Возрождения выступил против идеи боговдохновленности героя, сравниваемого в этом случае с орудием и пустым сосудом, провозгласив превосходство его собственной человечности («О героическом энтузиазме», 1585). В 17 веке это же утверждал и Б.Грасиани-Моралес, хотя с государственническо-аристократических позиций (трактат «Герой», 1637). Дж.Вико в «Основаниях новой науки об общей природе наций» (1725) впервые подошел к героическом исторически, указав на заблуждение относительно добродетели гомеровских героев. Он говорил о грубости и дикости героев древних и отводил им хронологическую нишу: «век героев» находится между «веком богов» и «веком людей», и в современном обществе героическое невозможно. Эпоха Просвещения в целом приняла эту концепцию, хотя Французская революция и прошла под лозунгами античной героики. Г.В.Ф.Гегель вернулся к исторической локализации героического и не связывал его только с воинскими подвигами. Для него герои — это и те, кто основывал государства, узаконивал институт брака, способствовал развитию земледелия, чья воля совпадала со всеобщими силами, направлявшими ход истории. Нравственный облик древних «героев» Гегель, подобно Вико, оценивал весьма невысоко, считая, что в цивилизованном обществе места героям нет. Возможность возрождения героического провозгласил обратившийся к Средневековью романтизм. Новалис, Л.Тик, В.Г.Ваккенродер исповедовали героическое как проявление надындивидуального Божественного начала, а вместе с тем толковали его субъективистски и волюнтаристски.

В 1840 в России проблему современного героя поставил роман «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова; в 1841 в Англии выходит сочинение Т. Карлейля «Герои, культ героев и героическое в истории». По Карлейлю, героическое есть выдающееся деяние отдельной личности, в которой, однако, проявляется Божественная воля. Мир без героического — пустой и безбожный. История есть смена типов героического: сначала герой — божество, потом пророк, поэт, пастырь, наконец вождь. Позднеромантическая концепция Ф.Ницше ставила героя — «белокурую бестию», сверхчеловека, вне добра и зла, освобождала его от нравственности. Эта антидемократическая концепция получила отклик в ряде волюнтаристских теорий, в том числе в русской марксистской среде начала 20 века, отразившись в художественном творчестве раннего М.Горького, писателей Серебряного века. После революции 1905-07 «веховское» направление русской мысли отреагировало на революционную героику интеллигенции статьей С.Н.Булгакова «Героизм и подвижничество» (Вехи. 1909) и отказом от прежних наивных представлений о служении народу. Советская идеология, напротив, всячески поддерживала героическое, а в литературе способствовала созданию некого подобия героического эпоса (наиболее органичны ранние опыты — у В.В.Маяковского, А.Г.Малышкина, А.С.Серафимовича, А.Веселого). Официальное литературоведение объявило социалистический реализм искусством, «героическим по преимуществу». В 1965 В.Я.Лакшин в статье «Писатель, читатель, критик» защищал героинь рассказа А.И.Солженицына «Матренин двор» (1959) и повести В.Н.Семина «Семеро в одном доме» (1965) от нападок догматической критики, утверждая, что героем человека делает не только подвиг, но и постоянное подвижничество, непритязательная самоотдача. Последующее развитие литературы позволило потеснить критерий героического другими нравственными категориями. После краха СССР журнал «Знамя» (1992. No 11) статьей критика эмигранта П.Вайля провозгласил «смерть героя», частного человека как норму и литературу как частное дело.

Слово героическое произошло от греческого heros, что в переводе означает — герой.

Путь к осознанности
Adblock
detector