Герой литературный это действующее лицо в литературном произведении, а также носитель точки зрения на действительность, на самого себя и других персонажей. По степени участия в ходе событий и по степени близости их автору или авторской заинтересованности литературного героя может быть «главным» или «второстепенным». Произведение, особенно эпическое и драматическое, всегда содержит иерархию изображенных лиц, так что лица «второго плана» воспринимаются как «служебные», необходимые не сами по себе, а для понимания лиц «первого плана». Именно с лицами первого плана связан так называемый «наивный реализм» восприятия и проистекающие из него споры с героями, а то и суд над ними. Литературный герой часто не ограничивается, с одной стороны, от типа — когда последнему приписывается нормативное для всякого образа единство индивидуального и общезначимого, с другой стороны — от характера, когда таковым считается всякое изображение человека в словесном искусстве. Нивелирующую роль играет, очевидно, понятие «образ»; разграничительную — понятие «персонаж», под которым обычно подразумевается «субъект действия», «действующее лицо», а также субъект речи.
Персонаж может быть отличим от литературного героя по степени участия в действии — как второстепенное действующее лицо и как субъект высказываний, не доминирующих в речевой структуре произведения. Второй критерий особенно важен в произведениях эпистолярной, исповедальной и дневниковой формы или в случаях с героями-резонерами в эпике, где у них может не быть сюжетных функций. В лирике кроме основного субъекта речи и носителя лирического события, которого считают литературного героя, но не персонажем («лирическое “я”», «лирический герой»), выделяют также «героя ролевой лирики», то-есть, в сущности, персонажа — субъекта речи, чье высказывание для автора — не средство, а предмет изображения. Характер может быть противопоставлен типу как индивидуализированный персонаж — неидивидуализированному или как персонаж, в котором раскрыт «внутренний» аспект, то-есть побудительные причины поведения и поступка, духовная «самодеятельность», — персонажу, показанному лишь «извне», через поведение и поступок.