Гимн это торжественная песнь, обращенная к божеству; первоначально — часть архаического ритуала богопочитания, хоровая обрядовая песня, имеющая своей целью привлечение внимания божества и получение от него поддержки. Древнейшие культовые гимны — шумеро-аккадские (3 тыс. до н.э.), а также древнеегипетские (середина 2 тыс. до н.э.), древнеиндийские (Ригведа, 10 век до н.э) и древнеиудейские (нашедшие отражение в псалмах Ветхого Завета). В Древней Греции различались гимны, посвященные Аполлону — пеаны, посвященные Дионису—дифирамбы, исполнявшиеся во время шествий — просодии, для девичьих хоров — парфении, сопровождавшиеся пляской — гипорхемы. Для древнего гимна характерно трехчастное строение: призывание-обращение к божеству; прославление-описание величия божества и изложение мифа о нем; просьба-моление о помощи. Форму ритуальных древнегреческих гимнов сохранили молитвы «Илиады» Гомера, однако сами эти гимны до нашего времени не дошли. Гекзаметрические, приписывавшиеся в древности Гомеру, так называемые «гомеровы гимны», образцы гимнического жанра Каллимаха (около 310-240 до н.э.), Горация (65 до н.э. — 8 н.э.), орфические гимны — чисто литературные произведения, предназначенные не для ритуального пения, но для чтения или декламации, хотя могли быть использованы и в ритуале. Первую попытку классификации гимнов предпринял ритор Менандр (3-4 в.), отнесший жанр к торжественному красноречию и определивший его как частный случай похвальных речей.
Истоки гимнов
У истоков христианской гимнографии — творчество христианского гностика Бардесана (рубеж 2-3 век), автора псалмов на сирийском языке. Один из наиболее значительных гимнографов поздней античности Амвросий Медиоланский (340-397) — создатель христианских гимнов в форме четверостиший ямбическим диметром, которому приписывается гимн «Те Deum laudamus» («Тебя, Господи, славим»), вводит пение гимна в западное богослужение. Гимн христианским мученикам слагает Пруденций (348 — после 405). «Гимны кресту» Венанция Фортуната (около 530 — после 600) включаются в католическую службу. Восточная церковь как гимнографа почитает Романа Сладкопевца (490-560). В средние века рифмованные гимны, представляющие собой парафразы библейских текстов и близкие к секвенциям, составляют обширную область религиозной лирики. Самый известный автор гимнов раннего Средневековья — Раба Мавр (780-856). Вершина религиозной поэзии 13 век — гимн Марии Магдалине Филиппа Гревскош; среди авторов гимнов — Фома Аквинский (1225-74) и Фома Челанский, перу которого принадлежит, в частности, секвенция «Dies irae» («День гнева»). У истоков итальянской поэзии — написанный на итальянском языке гимны св. Франциска Ассизского (1182-1226) «Песнь о солнце», парафраза псалма 148. Наряду с духовными гимнами, получают распространение и гимны нерелигиозные. Таковы пародийные гимны вагантов Бахусу. В период Реформации в форме гимнов слагались гуситские песни в Чехии, оказавшие влияние на формирование немецкого протестанского хорала. Наибольшую известность получил хорал М.Лютера (1483-1546) «Ein feste Burg ist unser Gott» («Наш Бог — твердыня наша»). Тенденция к созданию гимнов на национальном языке, наметившаяся в эпоху Возрождения и окрепшая в Реформацию, приводит к широкому распространению, начиная с 16 века, поэтических переложений псалмов. Гимн утрачивает свое литургическое значение и сближается с богословской одой. Вместе с тем, гимн начинают называть произведения чисто светской тематики, но исполненные чувствами восторга или воодушевления, особой торжественности — серьезные или, наоборот, пародийные.
Во Франции жанр расцветает в творчестве поэтов «Плеяды» и, прежде всего, П.де Ронсара (1524-85), в гимны на философские, научные, мифологические темы размышляющего о тайнах мироздания и человеческих судьбах. Возвышенные гимны Ронсара пародирует в своем бурлескном «Гимне глухоте» Ж.Дю Белле (1522-60). Творчеству Реми Белло (1528-77) обязан своим рождением гимн блазон. Парафраза псалмов находит здесь своего автора в лице Ф.Малерба (1555-1628). Гимн оказывается созвучным и чувствам французских романтиков: «Гимн утру» (1830) создает А.Ламартин. Формой выражения вдохновенной приподнятости, испытываемой поэтом — жрецом и пророком, становится гимн в творчестве немца Ф.Г.Клопштока (1724-1803). Традицию Клопштока продолжили И.В.Гёте — в гимне «Песнь Магомета» (1774), «Прометей» (1774), «Ганимед» (опубликованно 1789) и Ф.Шиллер, ода «К Радости» которого стала в 1823 словами финального хора Девятой симфонии Л.ван Бетховена. Героический порыв и пантеистическая воодушевленность отличают «Гимны идеалам человечества» (1790-93) Ф.Гёльдерлина; мистерия жизни и смерти, завершающаяся верой в торжество человеческого духа, предстает в «Гимнах к Ночи» (1800) Новалиса. К жанру гимнов в Германии обращаются А.фон Платен (1796 1835), Ф.Ницше (1844-1900), И.Р.Бехер (1891-1958); в Австрии — Р.М.Рильке (1875-1926). Дань гимнам отдали многие английские поэты 16-19 веков: Э.Спенсер, Дж.Донн, Дж.Милтон, Дж.Томсон, К.Смарт, П.Б.Шелли, Дж.Китс, А.Суинберн. В Италии «Священные гимны» создает А.Мандзони (1785-1873); гимны Сатане выходит из-под пера Дж.Кардуччи (1835-1907). В Польше гимны пишут Ю.Словацкий (1809-49) и Ян Каспрович (1840-1926).
Гимны в России
В России традиция переложения псалмов связана с творчеством Симеона Полоцкого, М.В.Ломоносова, Г.Р. Державина, Ф.Н.Глинки, Н.М.Языкова. Примеры светской модификации жанра — «Гимн бороде» (1756-57) Ломоносова, «Гимн в честь чумы» из «Пира во время чумы» (1830) А.С.Пушкина, «Гимн огню» (1900) и «Гимн солнцу» (1903) К.Д.Бальмонта, гимн судье, обеду, ученому, критику — В.В.Маяковского.
Гимном называется также торжественная песнь, прославляющая единство и мощь государства и ставшая, наряду с государственным флагом и гербом, важнейшим элементом державной символики. Часто таким государственным гимном становится песня, возникшая в период революционной или национально-освободительной борьбы (французская «Марсельеза», 1792, К.Ж.Руже де Лиля).
Слово гимн произошло от греческого hymnos, что в переводе означает — хвала.