Гонгоризм, культеранизм это направление в испанской поэзии 17 века, названное по имени его лидера и начинателя Луиса де ГонгораиАрготе (1561-1627). С 1610 («Ода на взятие Лараче») Гонгора стал разрабатывать «темный» стиль в поэзии, однако поворотным стал 1613, когда в Мадриде были распространены списки его поэмы «Полифем и Галатея» и первой части «Одйночеств». Помимо большого количества сложных тропов (главным образом, метафор), восприятие стихотворного текста затрудняла заимствованная лексика (из греческого, латыни, итальянского), а также непривычный для испанского языка синтаксис (гипербатон — нарушение нормативного порядка слов). Новации Гонгоры вызвали литературную дискуссию, которая вошла в историю под названием «спор консептистов и культеранистов». Противники гонгоризма (Хуан де Хауреги, Франсиско Кеведо, Лопе де Вега) исходили из того, что поэзия может быть сложной за счет понятий, идей (или концептов), которые в ней содержатся, и упрекали Гонгору в том, что он затемняет содержание декорумом, чисто словесной игрой. Одним из наиболее рьяных противников гонгоризма был Хауреги, написавший критический трактат «Лекарство против поэтической чумы «Одйночеств», в котором обвинил автора поэмы в полном отсутствии логики и здравого смысла.
Дискуссия развернулась вокруг тезиса Горация о двойном предназначении поэзии — поучать и развлекать. Консептисты видели пользу в самом предмете поэзии, в том нравственном содержании, которое в ней заключено, а форму считали орнаментом, сладкой оболочкой «пилюли», содержащей горькую истину; «умопостижимость» поэзии стала их главным требованием. Гонгора перенес акцент на сам процесс чтения, полагая, что расшифровка, разгадывание трудного текста несут в себе главную пользу: «Темнота и трудный слог Овидия… служат поводом к тому, чтобы неуверенный разум, изощряясь в размышлениях, трудясь над каждым словом (ибо с каждым занятием, требующим усилий, разум укрепляется), постигал то, чего не смог бы понять при чтении поверхностном; итак, надо признать, что польза тут в обострении ума и порождается она темнотой поэта» (Испанская эстетика: Ренессанс, Барокко, Классицизм). Последователями Гонгоры были граф Х.Вильямедьяна (1582-1622) и П. Сото де Рохас (15847-1658). Гонгоризм и консептизм вместе с тем объединяют рациональная природа поэзии, тяготение к остроумию как основному принципу построения образа, риторическая природа поэтического высказывания, свойственные литературе барокко.
Слово гонгоризм произошло от испанского gomgorismo.