Готический роман

Готический роман это роман «ужасов и тайн» в западноевропейской и американской литературе. Традиционно первым настоящим готическим романом считается «Замок Отранто» (1765) Х.Уолпола, назвавшего его «готическим» в значении «средневековый». В дальнейшем понятие готического переосмысливается как синоним ужасного, страшного, сверхъестественного. Готический роман построен на фантастических сюжетах, сочетающих, как правило, развитие действия в необычной обстановке (в покинутых замках, аббатствах, на кладбищах, на фоне зловещих пейзажей) с реалистичностью деталей быта, описаний, что еще более усиливает остроту, напряжение повествования, оттеняет его кошмарность. Расцвет этого романа — эпоха предрамантизма и романтизма — конец 18 — начало 19 века. Наиболее яркие образцы жанра—«Батек» (1786) У.Бекфорда, оказавший влияние на Дж.Байрона и В.Скотта, «Удольфские тайны» (1794) и «Итальянец» (1797) Анны Радклиф, «Монах» (1796) М.Г. Льюиса, позднее — «Франкенштейн» (1818) Мэри Шелли, «Мельмотскиталец» (1820) Ч.Мэтьюрина, Дж.Ш.Ле Фаню «Дом у кладбища» (1863) и другие. Некоторые элементы готического романа — в создании атмосферы, характеристике персонажей — восходят к более ранним жанрам — якобитской трагедии начала 17 века (Дж.Форд, Дж.Уэбстер) и кладбищенской поэзии 18 век, роману Т.Дж.Смоллетта «Приключения графа Фердинанда Фатома» (1753). Дж.Остин пародирует готический роман в романе «Нортенгерское аббатство» (1798), Т. Л .Пикок—в «Найтмерском аббатстве (1818). Во Франции образцам готического романа следовали Ж.Казот — автор романа «Влюбленный дьявол» (1772), О.де Бальзак в ранних произведениях. В Америке на раннем этапе наиболее яркий «готический» автор — Чарлз Брокден Браун.

Готический роман сыграл существенную роль в становлении европейского и американского романтизма (Э.Т.А.Гофман, А.Виньи, Э.А.По). Однако наиболее органична готическая традиция для английской литературы. Она вновь возрождается в 1890-е. Страх перед потусторонним, призраками, посланцами прошлого, мертвецами, характерный для классической готики, уступил место страху перед темными безднами души человека, на первый план выдвигается страх перед обществом, институтами подавления личности, перед будущим. Объектом страха становится наука, несущая угрозу тотальной гибели, разрушающая привычный мир человека. Дуализм души человека — сочетание в ней темного и светлого начал — воплотил, разделив героя на добрую и злую ипостаси, Р.Л.Стивенсон («Странная история доктора Джекиля и мистера Хайда», 1886). К классике готического романа относится роман о вампирах Б.Стокера «Дракула» (1897), который ввел в западную культуру 20 веке образ необычайной символической силы и органично вписал в ее мифологию один из самых популярных мифов — миф о вампиризме. Готический роман, представляющий собою захватывающее чтение, выводящее на поверхность глубинные, темные страхи и желания человека, впечатляющее неожиданными, нетривиальными поворотами сюжета, эротическими подтекстами, изображением кошмаров и чудес, зыбкостью границ между жизнью и смертью, реальным и фантастическим, обнажением «вечных проблем»—добра и зла, видимости и сущности, а в конце концов, обнажением прикрытой повседневной суетой первоосновы бытия — столкновения двух начал: Бога и дьявола, — привлекал к себе писателей на протяжении всего 20 века Готика затронула творчество Р.Киплинга, А.К.Дойла, Э.Блэквуца, А.Мейчена, У. Деламара, М.Спарк, научных фантастов (Дж.Баллард), в американской литературе — Г.Джеймса, автора повести «Поворот винта» (1898), Дж.К.Оутс. С психологической готикой, цель которой — создание атмосферы и характеров, соседствует готика, отдающая предпочтение сюжету, хорошо рассказанной истории, цель которой — создание атмосферы «suspense» (напряженного ожидания), передачи зыбкой грани между сном и явью, видимостью и действительностью. Э.Ф.Бенсон (1867-1940), М.Р.Джеймс (1862-1936), У.Джекобс (1863-1943) используют традиционный набор декораций и имен: замки, башни, призраки («Рассказ о приведениях», 1931, Джеймса).

Популярен Хью Уолпол (1884-1941), автор фантастических триллеров «Старые дамы» (1924), «Портрет рыжего мужчины» (1925). Нередко пользуется образами традиционной готики Э.Боуэн (1899-1973): заброшенный дом, полный призраков, стал у нее метафорой несостоявшейся жизни, больной души. В жанре «черного юмора» разрабатывали жанр  Л.П.Хартли (1895-1972) как автор «Путешествующего гроба» (1948) и Дж.П.Колльер (1901-80). Страх утраты индивидуальности, кошмар всеобщей унификации одним из первых выявил Мервин Пик (1911-68) — в неоготической фантастической трилогии «Тит Гроун» (1946), «Горменгаст» (1950), «Тит один» (1956). На аллегорическом уровне Горменгаст — внутренний мир, сознание человека, избавиться от которого он не в силах. Интегрировав традиционные для готики образы — «замок», «город», «комнату» — в современный социально-психологический контекст, Пик создал мир, параллельный реальному, со своими кошмарами, эзотерической метафорикой и символикой. В современной «неоготике» выделяются произведения А.Картер (1940-93), Э.Теннант, К.Синклера, П.Акройда, М.Эмиса, И.Макьюэна и другие, в которых воплотился характерный для постмодернистской литературы симбиоз готики, гротеска, фантастики, пародии, наиболее ярко отразились ее характерные черты: описание деградации, распада мира, всевозможных оргий, сексуальных и наркотических извращений, разрушение и саморазрушение личности. Все пародируется, лишается трагизма. «Готический» становится синонимом литературы гротеска, нереального, бесчеловечного. В постмодернистской готике повторилась ситуация конца 19 века: разгул страстей, всеобщая тревога, неоапокалиптические настроения. Готика оказалась художественно-философской формой, наиболее адекватной мироощущению «конца века».

Словосочетание готический роман произошло от английской Gothic novel.

Путь к осознанности
Adblock
detector