
Икт это сильная часть стихотворной стопы; слог, на который приходится ритмическое ударение в стихе.
Икт в сочетании со слабыми местами в стопе (междуиктовый интервал) образует ритм стиха. Понятия «икт» и «междуиктовый интервал» как сильная и слабая части поэтической стопы равнозначны терминам «арсис» и «тезис» в античном стихосложении, которые первоначально относились к «поднятию» и «опусканию» стопы ноги в древнегреческом танце. Таким образом, слово «арсис» используется для обозначения ударного слога стихотворной стопы, т. е. икта. См. Сильное место и слабое место.
Происхождение
Древнегреческая поэзия основана на квантативном ритме, т. е. чередовании долгих и кратких слогов, сгруппированных обычно по два или три слога. В распространенных ритмах долгий слог чередуется с одним или двумя краткими слогами. Сочетания слогов называются стихотворными стопами.
Долгие слоги произносятся с большим напряжением голоса, чем краткие. Это напряжение называется «арсис» («повышение»), а более слабый тон называется «тезис» («спад»). Эти термины также применяются к частям ритма, которые произносятся таким образом. В силлабо-тонической версификации арсис также называется метрическим иктом, а тезис – междуиктовым интервалом. В метрических схемах арсис (икт) обозначается символом (ґ).
Поскольку в античном метрическом стихосложении один долгий слог равен двум кратким, частичное замещение с UU на — в арсисе (икте) и с — на UU в тезисе (междуиктовом интервале) осуществляется без влияния на ритм. В диподии один икт сильнее другого.
В распространённых видах стихов метрический икт определяется преобладающей стопой. Следовательно, в дактилических и хореических стихах каждая стопа содержит икт на первом слоге, в ямбическом и афибрахийном стихах – на втором, в анапестном – на третьем.
В греческом и римском дактилическом гекзаметре сильное место (икт) в стопе представляет собой первый слог (долгий), а слабое место (междуиктовый интервал) – 2 последующих кратких слога (дактиль: —UU) или один долгий слог (спондей: — –). Поскольку античная поэзия не основывалась на акценте, арсис часто не подчеркивался; сильная доля в стихе отличалась только по долготе гласных звуков.
В акцентной системе стихосложения, основанной на ритмических ударениях, икт и междуиктовый интервал (арсис и тезис) соотносятся с ударным и безударным слогами в стопе.
Икт и словесное ударение
Ударения в словах, входящих в состав стиха, не всегда соответствуют распределению ударений в метрической схеме стихотворения. Строка ямбического пентаметра (пятистопного ямба) содержит от 2 до 9 ритмических ударений, хотя метром установлено 5 ударных слогов. Это обусловлено принципом относительного ударения: безударный слог между двумя безударными, но более слабыми слогами воспринимается как ударный; также как ударный слог между двумя ударными, но более сильными слогами ощущается как безударный. Эти явления называются «подъем» и «падение» (арсис и тезис). Слог, независимо от уровня ударения, который несет ударение, является иктическим; а слог без ударения – неиктическим. Таким образом, икт относится к слогу, на который приходится ритмическое ударение.
В древнегреческой и римской поэзии словесные ударения часто не совпадали с иктом стиха в первых четырёх стопах гекзаметров в дактилической и лирической поэзии. Однако в последних двух стопах гекзаметров икт, как правило, сходился со словесным ударением («Пою о муже, что из Трои изначально…»; «Энеида», Вергилий).
Несоответствие словесного акцента и икта не свойственно акцентной поэзии, основанной на ритме акцентов (чередования ударных и безударных слогов). В русской силлабо-тонической поэзии икт совпадает со словесными ударениями в трёхсложных стихотворных размерах, например: «Как ныне сбирается вещий Олег…» («Песнь о вещем Олеге»; А. С. Пушкин), где ударения в словах сходятся с иктами в четырёхстопном амфибрахии (U–U). В двухсложных метрах совпадение словесного ударения с иктом происходит реже.
Значение икта в стихосложении
Икт имеет важное значение в структуре стихотворения, поскольку ударения создают ритм – обязательный элемент организации поэтической речи. Наличие ритма способствует усилению выразительности художественного произведения и его запоминанию. Расположение иктов определяет метр стиха, который выражается последовательным чередованием иктов и междуиктовых интервалов (ударных и безударных слогов).
Икты не всегда сходятся с ударениями в словах, поскольку чистые ритмы редко встречаются в речи. Словесные акценты, которые не совпадают с сильными местами стопы в метрической схеме стиха, называются сверхсхемными ударениями.
При соблюдении иктов сохраняется ритм стиха, с помощью которого произведение получает поэтическую структуру. В отсутствие ритма содержимое стихотворения воспринимается как проза.
Слово икт произошло от латинского ictus, что в переводе означает удар, ударение.