Имажизм

Имажизм это авангардистская школа в англоязычной поэзии 1910-х. Кружок имажистов сложился в Лондоне в 1912; в него вошли, помимо английских (начинающие Д.Г.Лоуренс и Р.Олдингтон), несколько американских поэтов-экспатриантов: Э.Паунд, Х.Дулитл. В США пропагандистом идей имажизма была Эми Лоуэлл. Концепция имажизма сформулирована английским философом Т.Э.Хьюмом, которому принадлежат лишь пять кратких стихотворений, иллюстрирующих доктрину «точного изображения», главенствующую в деятельности всей школы. Имажизм исходил из требования предметности и «чистой образности», истолкованной как «объективная задача стиха». Программа имажизма открыто противостояла пониманию поэзии, типичному для викторианской эпохи, и позднеромантическим веяниям в искусстве. Главным объектом полемики стала для имажизтов поэзия «георгианцев», приверженцев медитативной и пейзажной лирики, для которых непререкаемым образцом оставались поэтические формы и язык У.Вордсворта. В споре с этой традицией имажизм провозгласил приоритет ясности, лаконизма, эмоциональной сдержанности, суггестивности, когда основная мысль стихотворения выявляется подтекстом, реминисценциями и ассоциативными параллелями, которые оно должно подсказывать. Для Хьюма эта эстетика знаменовала собой возвращение к классической традиции, не допускающей апофеоза свободной личности и стремящейся восстановить доверие к абсолютным ценностям надындивидуального или откровенно религиозного характера. Имажизм истолкован им как одно из проявлений отхода от гуманистической доктрины, которой вдохновлялись романтики. В отличие от них имажизм должен помнить о «радикальном несовершенстве» человека, нуждающегося в культуре, которая строится на принципах иерархии и упорядоченности. С началом первой мировой войны Хьюм ушел на фронт и вскоре погиб. В посмертно изданном сборнике его работ по эстетике «Размышления» (1924) обоснована идея коренного пересмотра роли и функции искусства, который был призван осуществить имажизм, фактически прекративший свое существование после того, как в середине 1910-х от этой школы отошел Паунд, бывший ее главой. Воспринимая имажизм вне того культурно-философского контекста, который превалирует у Хьюма, Паунд обязывал молодых поэтов, тяготевших к этой школе, положить конец засилью эпигонства, характеризовавшему англоязычную поэзию рубежа веков с ее архаичным языком, бедностью ритма, размытостью слова, нечеткостью образов, повторяющих метафоры викторианской лирики. В теоретических работах Паунда этого времени поэзия, вслед за С.Малларме, названа «вдохновенной математикой», которая «дает уравнения человеческих эмоций», к чему надлежало стремиться и поэзии имажизма.

Основные произведения поэтов имажизтов составили четыре антологии («Des Imagistes», 1914, «Некоторые поэты-имажисты», 1915, 1916, 1917), изданные Лоуэлл при активном участии Паунда. Для наиболее удавшихся имажистских стихотворений, которые преимущественно принадлежат Паунду и Дулитл, характерно богатство ассоциативного ряда и искусство тонкой стилизации непривычных поэтических форм: античных у Дулитл, японских у Паунда. Требование краткости стихотворения и обязательного присутствия в нем сложного подтекста, придающего поэтической миниатюре большую содержательную емкость, способствовало реальному художественному обновлению англоязычной поэзии того периода и сближало имажизм с некоторыми родственными ему явлениями в поэзии других стран (в частности, с русским акмеизмом). Однако преобладающей тенденцией явилась формализация поэтического высказывания, которое, по мысли Хьюма, должно было быть сведено к совокупности геометрически правильных форм и к лабораторным опытам с формами, которые воспринимались как экзотические для английского стихосложения и в конечном счете остались ему чуждыми. Имажизм по самому характеру задач был далек от идеологических интересов и интеллектуальной проблематики своего времени. Провозгласив, что темы и мотивы не имеют для поэзии существенного значения, так как все решают видение и воплощение, имажизм обрек себя на недолговечность, оставшись кратким эпизодом в истории становления художественных принципов, свойственных культуре 20 века, прежде всего той, которая связана с модернизмом.

Слово имажизм произошло от английского imagism, image, что в переводе означает — образ.

Путь к осознанности
Adblock
detector