Импровизация

А. Мицкевич
Импровизация
Импровизация

Импровизация это составление художественного произведения (литературного, музыкального, сценического) непосредственно в момент его исполнения; само произведение, созданное автором без предварительной подготовки.

Виды импровизации

Импровизация предусматривает свободу поэтических ассоциаций, творческое мастерство и талант автора. В зависимости от вида искусства, к которому относится импровизированное произведение различают:

  • литературную импровизацию;
  • музыкальную импровизацию;
  • танцевальную импровизацию;
  • театральную импровизацию;

Происхождение

Импровизация присуща устному народному творчеству, где исполнитель фольклора способен варьировать произведение, таким образом отшлифовывая и усовершенствуя его. Явная импровизация присутствует в русских частушках и былинах, на свободной импровизации построены причитания.

Создание средневекового героического эпоса происходило путём импровизаций, которые исполнялись под аккомпанемент музыкальных инструментов (древнегреческими сказителями аэдами, певцами финских, карельских, эстонских рун, украинскими кобзарями, скальдами, бардами, армянскими гусанами, кавказскими и тюркоязычными ашугами, сэсэнами). Провансальские трубадуры, каталанские и испанские хуглари, французские труверы, немецкие миннезингеры на рыцарских турнирах воспевали любовь, утверждая культ служения прекрасной даме.

Коллективная импровизация

Издавна существует коллективная импровизация, которая свойственна словесным соревнованиям и поэтическим играм. Например, агон в Древней Греции – словесное соревнование между действующими лицами комедии, или айтис на Востоке – поэтическое состязание импровизаторов (акынов, жирши, ашугов), где под сопровождение музыкального инструмента исполняется импровизация на заданную тему. Характерная для любой игры, импровизация также используется в стихотворных и словесных играх (буриме, центон).

Импровизации в литературе ХVIII – XIX вв

А. Мицкевич
А. Мицкевич

Весомое значение импровизация занимала в литературной и салонной жизни конца XVIII – начала XIX вв. Получила распространение альбомная лирика, основные импровизационные жанры которой – эпиграмма и мадригал. Популярным становится творчество поэтов-импровизаторов, которые создают экспромты по заказу зрителей. Спонтанными текстами прославился А. Мицкевич, который импровизировал польскими стихами и французской прозой.

Интересна сама тема импровизации в литературе XIX века. А. С. Пушкин в «Египетских ночах» (1835 г.) создает образ итальянца-импровизатора, изображая искусство импровизации самобытным и своеобразным, что требует поэтического вдохновения, мастерства и природной одаренности автора. Специфичность импровизации и книжный образ поэта интерпретируется в произведении А. де Сталь «Коринна, или Италия» (1807 г.) и В. Ф. Одоевского «Импровизатор» (1833 г.), где техника импровизации рассматривается как зависимость исполнителя от воли слушателей.

Вариация, экспромт

Импровизация постепенно приобретает жанровые признаки. Импровизированные жанры представляют собой вариация и экспромт. Известны экспромты и импровизации А. Мицкевича, А. С. Пушкина, В. Я. Брюсова, С. А. Есенина, П. А. Вяземского и др.

Импровизация в музыке

Музыкальное импровизационное искусство порождает ряд классических жанров, среди которых – вариация, фантазия, импровизация, экспромт. На полной импровизации основан джаз.

Слово импровизация произошло от итальянского improvvisazione и от латинского improvisus, что в переводе означает неожиданный, внезапный.

Путь к осознанности
Adblock
detector