Изосиллабизм

Изосиллабизм
Изосиллабизм

это форма изометрии: равносложность, т.е. равное количество слогов как ритмических единиц в соизмеримых речевых отрезках.

Изосиллабизм в прозе

В прозе на изосиллабизме основан изоколон (равночленность) – стилистический приём, который включает в себя последовательность слов, фраз, предложений равной длины, метра и ритма. В изоколоне речевый отрезок имеет параллельную структуру, при чем части текста содержат равное количество слогов. В зависимости от того входит в изоколон две, три или четыре смежные грамматически эквивалентные части (колоны) с одинаковым количеством слогов различают биколон, триколон,  тетраколон соответственно. Знаменитый пример триколона – выражение Юлия Цезаря Veni, vidi, vici («Пришёл, увидел, победил»).
Изосиллабизм главным образом распространен в языках, которым свойственно постоянное ударение в словах: тюркских, балтийских, романских (испанском, итальянском, французском), славянских (польском, чешском) и др.

Изосиллабизм в поэзии

На принципе изосиллабизма, т. е. соизмеримости ритмических единиц, построена силлабическая система стихосложения, при которой учитывается количество слогов в строке, а ударение, метр играют второстепенную роль в стихотворной структуре. Стихи, относящиеся к силлабике, симметричны в слоговом отношении, т. е. строки каждой строфы содержат одно и то же число слогов.

Изосиллабизм, присущий силлабической поэзии, характеризуется рядом признаков:

  • длина строки, которая определяется количеством содержащихся в ней слогов; соответственно силлабические размеры называются двух-, трёх-, четырёхсложными и т. д. Когда силлабическая поэзия принимает строфическую форму, строки каждой строфы содержат одинаковое количество слогов и часто связываются рифмой. Например, в стихе русского поэта М. В. Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве» (1743);
  • постоянное ударение, которое располагается на последнем слоге в строке. На конце полустишия также присутствует обязательное ударение, например, во французском двенадцатисложном стихе обязательные ударения стоят на 6-м и 12-м слогах. Количество других ударений и их размещение свободно;
  • полустишия: строки, кроме кратких (до 8-ми слогов), делятся на два полустишия цезурой – ритмической паузой. Каждое полустишие заканчивается словоразделом (т. е. полустишие не заканчивается посередине слова);
  • усиление акцента: слоги, расположенные перед или после слога с обязательным
    ударением, часто преднамеренно не подвергаются ударению, чтобы подчеркнуть обязательное ударение.

Таким образом, в создании ритмичности силлабического стиха наряду с изосиллабизмом, который заключается в равном числе слогов, участвуют и другие ритмообразующие факторы: ударение, словораздел, цезура, рифма.

Пример изосиллабизма:

Не так мила птице холя в роскошном питании,
Как приятна своя воля в свободном летании.
(А. Д. Кантемир)

Развитие

Изосиллабизм получил значимое развитие во французском и польском стихах, в которых длина строки определяется числом слогов. Распространённые силлабические размеры во французской поэзии: десятисложный стих, восьмисложный стих, двенадцатисложный стих (т. н. «александрийский стих»). В польской поэзии преобладают – одиннадцатисложник, тринадцатисложник, восьмисложник.

Польская силлабическая система стихосложения, разработанная в XVI веке, оказала большое влияние на русскую, французскую, итальянскую поэзию. Многие итальянские поэтические формы основаны на польских слоговых метрах (например, октава), которая состоит из восьми 11-слоговых строк. В польском силлабическом стихе XVI-XVII вв., как и во французском, ещё не было обязательного ударения и деления строки на полустишия, эти признаки сформировались в XVIII веке. Поэтому ранние польские и французские стихи – чисто силлабические.

В русской поэзии изосиллабизм воплотился в силлабических стихах поэтов-классиков XVII-XVIII вв. (С. Полоцкий, Ф. Прокопович, К. Истомин, А. Д. Кантемир и др.). Русские силлабические стихи изначально назывались «вирши» и представляли собой равносложное двустишие, скреплённое рифмой. Ранние авторы виршей – священнослужители, которые составляли славянские стихи в народном духе.

Изосиллабизм в современном стихе

С введением силлабо-тоники в русскую версификацию в XVIII в. В. К. Тредиаковским и М. В. Ломоносовым, изосиллабизм вошёл в основу силлабо-тонических стихов, в которых кроме количества слогов учитывается порядок размещения ударений.

Равносложность в современном стихе реализуется при повторе группы слогов, являющейся структурной единицей стиха (стопа). Общее число слогов в стихе не представляет собой меру, поэтому их количество разделяется на стопы. В русских силлабических стихах используются преимущественно двухсложные стопы (ямб, хорей).

Таким образом, изосиллабизм – основной признак силлабического стихосложения, который реализуется в равном количестве слогов соизмеримых строк и создает ритмику стиха в сочетании с другими ритмообразующими элементами (размещение ударений, метр, цезура, рифма и др.). На принципе изосиллабизма основаны силлабика и силлабо-тоника. Используется в прозе как стилистический приём.

Слово изосиллабизм произошло от греческого isosyllabia (греч. isos – равный и syllabe – слог), что в переводе означает равносложность.

Путь к осознанности
Adblock
detector