Биджа мантры также называются семенными мантрами, от слова семя. Для того чтобы примерно понять, что именно тут подразумевается, следует обратиться к известной мантре ОМ, которая считается семенем всего мира.
Коротко про ОМ
Как известно, в начале было слово и, согласно индуистской концепции, словом было ОМ. Данная вибрация представляет собой как бы звуковую манифестацию Всевышнего в мире и является семенем для всего мира. От звука происходит все остальное, развертывается мироздание, поэтому также звук считается самой тонкой и пронизывающей все энергией.
Также мантра ОМ используется для открытия многих мантрических формул. К примеру, ОМ НамоБхагаватеВасудевая (выражение почтения Васудеве). Тут ОМ является как бы семенем из которого прорастает остальная мантра, как бы открывает остальной звуковой, смысловой и остальные ряды, которые присутствуют в этой магической формуле.
Биджа-мантры
Биджа мантры, которые также называются коренными или семенными, представляют собой, если говорить совсем простыми словами, основу для каких-либо энергий. Они воплощают собой некий фундаментальный принцип и тоже являются, подобно ОМ, каким-либо одним слогом. Например:
- Клим;
- Шрим
- Хрим;
- Бхат.
Они могут использоваться для различных практик и соотносятся с различными сферами. Например, есть соответствие по чакрам и областям тела, есть соответствие по энергиям, которые проявляются в мире.
Обратите внимание
Биджа мантры также могут использоваться как открывающие слоги для мантрических формул, но подобное чаще используется в магической, тантрической практики для специальных заклинаний, а общие религиозные мантры чаще всего начинаются с ОМ (но потом может быть ряд бидж).
Использование биджа-мантр
Ряды биджа-мантр могут представлять собой часть различных мантр-заклинаний, посвященных божеству. К примеру, мантра Лакшми: Ом ШримХрим Клим МахалакшайаНамахАум. Как видите, тут помимо МахалакшмайаНамах (выражаю почтение великой Богине Лакшми) в остальном идут только биджа-мантры, но они подбираются в особой последовательности и создают особую структуру.
Нужно сказать, что биджа представляет собой как бы концентрированный смысл. Собственно, название семенная тут позволяет многое понять. Также как семя включает в себя растение, также и биджа включает в себя целый спектр разнообразных смыслов и энергий, которые могут развертываться (прорастать) если практик использует нужные концентрации и обладает соответствующей квалификацией.
Для того чтобы использовать отдельно биджа-мантры, они могут произноситься нараспев. Например, есть известный ряд соответствий чакра-мантра, который идет по семи основным чакрам. Так, соответствия располагаются следующим образом:
- Лам – муладхара;
- Вам – свадхистана;
- Рам– манипура;
- Йам – анахата;
- Хам – вишудха;
- Ом – аджна;
- Аум – сахасрара.
Пожалуй, на этом и остановимся, так как изучение других слогов требует особой подготовки и длительного времени. Тем не менее, советуем при таком намерении рассмотреть, как работают биджи с различными янтрами, как они соотносятстя с разными божествами и подобное.
Касательно работы с эмоциями, можете пропевать именно те биджи, которые связаны с нужной чакрой. Ущерб по эмоциональной сфере связан именно с какой-либо чакрой, к примеру, неуверенность возникает в манипуре, чувство одиночества и недостатка любви в анахате. Соответственно, работа с биджами гармонизирует чакры и приводит в порядок эмоции.