Кладбищенская поэзия

КЛАДБИЩЕНСКАЯ ПОЭЗИЯ это жанр медитативной лирики в поэзии 17 — начала 19 века; размышление о бренности земного и будущем воскрешении, обычно навеянное видом кладбища (откуда название кладбищенская поэзия). Один из первых образцов кладбищенской поэзии — «Мысли о кладбище и местах упокоения мертвых» немецкого поэта А.Грифиуса (1656). В середине 18 века кладбищенская поэзия распространяется в Англии («Ночные стихи о смерти», 1721, Т.Парнелла; поэма «Жалоба, или Ночные размышления», 1742-45, Э.Юнга; «Могила», 1743, Р.Блэра; «Элегия, написанная на сельском кладбище», 1751, Т.Грея,). Во второй половине 18 века она входит в репертуар общеевропейского сентиментализма и предромантизма: в Германии жанр разрабатывают И.Ф. фон Кронегк («Уединения», 1757), Л.К.Г.Хёлти («Элегия на сельском кладбище», 1770-е), Л.Тик («Кладбище», 1805); во Франции — Г.Легуве («Могила», 1790-е), Ш.Ж.Л.де Шендолле («Гробница юного пахаря», 1790-1800-е); в Италии — И.Пиндемонте («Гробницы», 1805); в России — Н.М.Карамзин («Кладбище», 1792; перевод стихотворения немецкого поэта Л.Козегартена), Г.П.Каменев («Кладбище», 1796), В.А.Жуковский (два перевода элегии Т.Грея, 1802 и 1839).

В кладбищенской поэзии медитативное начало сочетается с устойчивыми пейзажными мотивами (надгробные «тисы», звон колокола, могильные памятники, крики «вранов»). Кладбище трактуется как источник подлинной мудрости, противостоящей ложной книжной учености (Грифиус называет кладбище «школой, в которой нам, смертным, преподается высшее искусство»; «Я иду туда, где, под землей, на самом деле обучаются мудрости», — заявляет Парнелл, направляясь на кладбище). Трагическое сознание бренности, сочувствие при виде людей, плачущих на могилах близких, в кладбищенской поэзии, как правило, сменяется благодарностью смерти за то, что она «ведет нас к дому» (Блэр) и уверенностью в грядущем воскрешении и соединении с любимыми: «Душа средь толп найдет свою другую половину» (Блэр), «Железный скипетр смерти сломается о крест» (Юнг, ночь девятая). Кладбищенские медитации в поэзии 1920 в. («Когда за городом, задумчив, я брожу…», 1836, А.С.Пушкина; «Морское кладбище», 1922, П.Валери и др.), сохраняя некоторые традиции жанра (особенно в передаче кладбищенского пейзажа), уже не принадлежат к собственно кладбищенской поэзии, т.к. обычно лишены характерного сентиментального настроения и мистического оптимизма.

Словосочетание кладбищенская поэзия произошло от английского graveyard poetry и немецкого Kirchhofpoesie.

Путь к осознанности
Adblock
detector