
Комедия идей это дискуссионная пьеса, в которой столкновение идей и враждебных идеологий раскрывает острые проблемы социальной и личной морали в остроумной и юмористической форме.
Значение «комедии идей» в иерархии типов комедии
Согласно иерархии комедий, нисходящему списку четырёх типов комедии, «комедия идей» – высшая форма комедийной драмы.
Иерархия типов комедии:
- комедия идей
- комедия нравов
- фарс
- низкая комедия

Другие типы комедии включают: «низкую комедию», которая зависит от фарса; «фарс», основанный на совпадении и ошибочной идентичности; и «комедия нравов», которая является остроумной сатирой социального поведения. «Комедия нравов», аналогично «комедии идей», относится к классу «высокой комедии»; её великий представитель –английский писатель Оскар Уайльд. В комедии идей персонажи по существу – архетипы, представляющие конкретные теории, идеи или мировоззрения.
Сущность драмы идей
Драматический диалог – главный элемент комедии идей, поскольку он обеспечивает рассуждения о последствиях капитализма, а также о таких важных проблемах, как: война, религия, правительство, демократия, социальный класс, пол, брак, образование и др.
В отличие от собственно комедии, в комедии идей персонажи проводят длительные дискуссии на социально-философские темы. Во время обсуждений персонажи утверждают конкретные идеи или отношение к рассматриваемым вопросам, представляют взгляды, которые противоречат друг другу. Столкновение противоположных философий приводит к конфликту между персонажами, который лежит в основе сюжета драматического произведения.
Комедия идей часто рассматривает глупые идеи, стоящие за проблемой, и высмеивает мышление и подход к дебатам, сатиризирует через поведение персонажей. Сатира – это тип комедии идей; она часто непочтительна и бросает вызов традиционному мышлению в разрешении острых социальных вопросов.
Цель «комедии идей»

Наряду с традиционным предназначением комедии, состоящей в развлечении людей, создатель комедии идей Бернард Шоу изначально поставил вторую задачу – представить нетрадиционные идеи через комедию и таким образом привлечь внимание общественности к злободневным вопросам конца XIX в. – начала ХХ в., побудить людей прислушаться к чему-то существенному через развлечения. Цель «комедии идей» – борьба с серьезными вопросами в жизни посредством комедии.
Происхождение
Знаменитый ирландский драматург и романист Джордж Бернард Шоу (1856-1950), назвавший себя «пуританским реформатором, который использовал драму, чтобы критиковать викторианские институты», видел свою цель в улучшении общества путем создания социальной осведомленности с помощью этических тем и четкой характеристики. Б. Шоу предложил заменить в драме того времени «идеализм» «реализмом», опираясь на концепции норвежского драматурга Генрика Ибсена (1828-1906), который, по словам Б. Шоу, представил реальную жизнь на сцене и ввел обсуждение в пьесы.
Джордж Бернард Шоу создал комедию идей, в которой сочетал тогдашние моральные проблемы с комическими, ироническими идейно-художественными мотивами и парадоксами. Оригинальность Б. Шоу заключается во введении дискуссии в драматическую игру в духе английской комедии. Персонажи отождествляются с конкретными идеями и социальными институтами, действующие лица – блестящие ораторы, но у них есть только жизнь ума, поскольку им не хватает человеческих чувств.
Примеры комедии идей
Классические примеры комедии идей – пьесы Джорджа Бернарда Шоу, которые стали идеологическими вызовами капитализму, исследованиями нравственных и социальных проблем.
К ярким социально-философским пьесам Б. Шоу относятся:
- «Дома вдовца» (1892), сюжет которой описывает жизнь лондонских пролетариев и связан с проблемой городских трущоб;
- «Оружие и человек» (1894) – пародия на военный героизм, в которой реалистический взгляд автора на войну, героизм, любовь, брак и на жизнь в целом разрушает идеи романтизма: «Война – это пустая ложь, как и любовь»;
- «Профессия миссис Уоррен» (1894) о нечестности тех, кто получил пользу от публичных домов;
- «Человек и сверхчеловек» (1905), повторяющая теорию «жизненной силы» Ф. Ницше, согласно которой женщина – не низшее существо, а главный инструмент продолжения рода;
- «Врач перед дилеммой» (1906), отражающая острые проблемы в медицине;
- «Андрокл и Лев» (1912), посвященная религии и поиску путей прогресса человечества;
- «Пигмалион» (1913), главная идея которой – преодоление социального неравенства;
Характерные черты комедии идей
Главные характерные черты комедии идей Бернарда Шоу: парадокс, инверсия идей, непредсказуемость, откровенная правда и преувеличение: герои произносят то, что они думают, вместо того, что обычно от них ожидается.
Комизм в реалистической драме
Пьесы Бернарда Шоу полны комических моментов. Основные средства комизма в пьесах драматурга – ирония, тонкий юмор, сатира, остроумие. Например, в комедии идей «Человек и сверхчеловек» автор остроумно выразил мысль о том, что бездельные богатые – не лучше грабителей:
Мендоса: Я – разбойник: я живу, грабя богатых.
Джон Таннер: Я джентльмен: я живу, грабя бедных.
Другие представители
Джордж Бернард Шоу преуспел в драматическом искусстве философских идей. Представителями реалистической драмы идей также были английские писатели Джон Голсуорси (1867-1933) и Харли Гранвилл-Баркер (1877-1946).
Другие распространенные названия комедии идей, применяемые в широком понимании: «драма социальной критики», «реалистическая драма идей», «драма идей».
Словосочетание комедия идей произошло от английского словосочетания comedy of ideas.