Комедия слёзная — как жанр возникла в конце 17 — начале 18 века. Слёзная комедия прославляла добродетели, прибегая к морализированию, сентиментально-патетическому тону, и должна была исправлять и поучать зрителя, не осмеивая пороки, а раскрывая силу добродетели. Поэтому содержание слёзной комедии носило морально-дидактический характер, сентиментально-патетические, трогательные сцены вытесняли комические. Пьесы писали стихами и прозой, допускалось смешение «возвышенного» и «низменного». Впервые она появилась в Англии. В комедиях К.Сиббера (1661-1757) превозносились семейные добродетели, нравоучительные цели достигались представлением добродетели в привлекательном виде, и ее носители, вступая в борьбу с пороком, всегда обращали людей на путь добра и истины («Последняя уловка любви», 1696). Во Франции создателями слёзных комедий (comedie larmoyante) явились Филипп Нерико, прозванный Детушем (1680-1754), который, не порывая с традициями классицизма, писал комедии александрийским стихом, и Нивель де Лашоссе (1692-1754).
Слёзная комедия подготовила развитие серьезной комедии, или мещанской драмы, представленной творчеством Дж.Лилло, Д.Дидро, П.О.Бомарше, Л.С.Мерсье, Г.Э.Лессинга. В России впервые в новом жанре слёзной комедии выступили М.М.Херасков («Венецианская монахиня», 1758; «Безбожник», 1761; «Друг несчастных», 1774; «Гонимые», 1775)и М.И.Веревкин («Так и должно», 1773; «Именинники», 1774; «Точь в точь», 1785). Веревкин не ограничивался схематическим делением персонажей на положительных и отрицательных; для него было важно создать характеры из народа, говорящие живым языком. В.И.Лукин (1737—94) стремился отразить в слёзной комедии народные интересы («Мот, любовью исправленный», 1765, и др.); П.А.Плавилыциков (1760-1812) развивал идеи Лукина в драматических произведениях «Бобыль» (1790), «Сиделец» (1803). Пьесы Лукина и Плавилыцикова обладали не только признаками слёзной комедии, но и положили начало мещанской драме. Элементы слёзной комедии прослеживаются в пьесах А.Н.Островского («Бедность не порок», 1853).