Комедия учёная, «правильная» комедия это жанр, распространенный в Италии 16 веке, возникший в результате подражания античным комедиям Теренция и Плавта, а также использовавший традиции остросюжетной итальянской новеллистики, особенно «Декамерона» (1350-53) Дж.Боккаччо. Комедия учёная обратилась к прозе как более естественной форме речи. Одним из первых представителей жанра был итальянский драматург и поэт Б.Довищ: Биббиена (комедия «Каландрия», 1513). Среди ранних образцов учёной комедии — комедия «О сундуке» (1508-25), «Чернокнижник» (1520), «Сводня» (1528) Лудовико Ариосто. Учёная комедия наследовала от комедии античной состав действующих лиц: влюбленную пару, хвастливого война, слугу, старика-отца. Авджело Беолько (Рудзанте) ввел в учёную комедию диалектизмы и детали народного быта («Девушка из Пьове» и «Комедия коров», 1532).
Высшим достижением учёной комедии стали «Мандрагора» (1518) Н.Макиавелли и «Аридозио» (1536) Лоренцо Медичи. В комедии Пьетро Аретино «Таланта» (1542) контаминированы мотивы «Евнуха» Теренция и «Менехмов» Плавта. С канонами учёной комедии порывает философ и поэт Джордано Бруно в комедии «Подсвечник» (1582). В конце 16 века сюжеты итальянской учёной комедии использовались французским драматургом П.Лариве (шесть комедий, изданных в 1579: «Духи», «Школяры» и др.), переводившим на французский язык Ариосто.
Словосочетание комедия учёная произошло от итальянского commedia erudita.