
Куплет это строфа в поэтическом тексте; завершённая смысловая часть песни, которая отделяется от остальных частей припевом, паузой или проигрышем; куплеты – комический песенный жанр.
Происхождение
Куплетная форма лежит в основе строения народных песен, что обусловлено напевным характером их исполнения. Музыкальные произведения песенных фольклорных жанров разделены на строфы, состоящие преимущественно из двух или четырёх рифмованных строк.
Пример куплета:
Летят утки, летят утки и два гуся.
Ох, кого люблю, кого люблю – не дождуся.
(русская народная песня «Летят утки»)

Термин «куплет» впервые был использован для описания последовательных строк в пасторальном романе английского писателя Филипа Сидни «Аркадия» (1590 г.): «В пении несколько коротких куплетов, когда одна половина начинает, вторая отвечает».
Героические куплеты
В героико-эпической поэзии часто применялись героические куплеты – строфы, написанные пятистопным ямбом. Английские поэты XVII-XVIII вв. Джон Драйден и Александр Поуп – известные мастера этого жанра.
Строение куплетов
Изначально в средневековой французской поэтике куплет представлял собой рифмованное двустишие, строки которого написаны одним стихотворным размером. Позже куплет в лирической песенной поэзии получил строфическую форму.
Строки куплетов традиционно связаны смежной, или попарной, рифмой, но также используются схемы более сложных рифм, напр. перекрёстной. В сонетах У. Шекспира часто встречаются рифмованные куплеты в конце строф, которые подчёркивают тему сочинения, например:
Пока есть в людях чувства и мечты,
Живет мой стих, а вместе с ним и ты!
(У. Шекспир, Сонет 18; перевод М. Чайковского)
Значение в классицизме
В поэтической системе классицизма куплеты обозначали строфы в «низких» жанрах (сатира, комедия, басня, эпиграмма), стансы – в «средних» (элегия, послание, драма, идиллия), собственно строфы – в «высоких» (ода, трагедия, эпопея, героическая поэма).
Куплеты как комический жанр
Куплеты рассматриваются также как жанр юмористических или сатирических песен реалистического характера, которые исполнялись в оперетте, водевиле или на эстраде. Эстрадный артист, который пел куплеты, назывался куплетистом. Яркое исполнение комических куплетов героем Гаррисом представлено в юмористической повести Джерома К. Джерома «Трое в лодке, не считая собаки» (1889 г.).
Жанр куплетов встречается также в опере (куплеты Трике в опере П. И. Чайковского «Евгений Онегин», Мефистофеля в опере Ш. Гуно «Фауст», тореадора в опере Ж. Бизе «Кармен»).
Современное значение
В настоящее время куплет чаще всего употребляется в музыке в качестве песенной строфы, предшествующей припеву. Куплеты повторяются на протяжении музыкального произведения. Мелодия охватывает куплет и переносится с незначительными вариациями на остальные куплеты, которые отличаются текстом.
В современной эстраде также используются куплеты, имеющие не лирическое, а комическое смысловое наполнение.
Слово куплет произошло от французского couplet (couple – пара).