Лауда

Лауда это жанр духовной поэзии в Италии 13-16 веков, песня на итальянском языке (реже на латыни), обычно в строфической форме, прославляющая Иисуса Христа, деву Марию, святых, мир как Божье творение, христианские добродетели. Первая лауда на итальянском языке (умбрийском диалекте) — «Laudes creaturarum о Cantico del Sole» («Хвалы Божьим тварям, или Песнь о солнце», ок. 1225) св. Франциска Ассизского, написанная ритмической прозой и восхваляющая в качестве «братьев и сестер» все явления мира, включая «сестру Смерть». Позднее в лауде использовались строфические формы светских поэтических жанров — баллады, сестины, тенсоны; куртуазные мотивы заменялись на соответствующие религиозные (вместо «возлюбленной донны» трубадуров—«госпожа Бедность»). Расцвет лауды был связан с народным религиозным движением, зародившимся в Умбрии в середине 13 века и охватившим многие области Италии: стихийно возникавшие братства мирян, охваченные настроением покаяния, экстатической любви к Христу и Богоматери, отвращения к мирским благам, использовали лауду на своих собраниях вместо канонических гимнов; флагелланты шествовали под пение лауд по городам Италии.

Лауда предполагала сочувствующее участие аудитории, что привело к развитию драматической разновидности лауд (laude drammatiche) с диалогами между аллегорическими персонажами: Грешником и Мадонной, Христом и Душой, Душой и Любовью. Самые выдающиеся образцы Лауд принадлежат монаху-францисканцу Якопоне да Тоди, написавшему около 100(1268-1306, изданы в 1490) «к утешению тех, кто желает подражать Господу на пути креста и добродетели» (предисловие первого издателя Ф.Бонакорси); их основные мотивы: желание души умереть вместе с Христом («О крест, я взберусь на тебя и повисну, чтобы, умирая, вкусить жизни» — «О любви к Христу на кресте»), жизнь Иисуса как «зеркало души»; плач Мадонны над сыном («Райская донна» — самое известное произведение Тоди), «душа» как невеста Христа, найденная для него ангелами; Христос — «лилия человечества», обладающая «совершенным ароматом»; полное растворение души в Боге (лауда «Как душа посредством священного самоуничтожения и любви достигает неизведанного и невыразимого состояния»). Многие лауды сохраняли важное значение в религиозной жизни Италии до 19 в., а латинские лауды — до 13 века. «Stabat mater dolorosa» («Мать скорбящая стояла»), приписываемая Я.да Тоди, и «Dies irae» («День гнева») вошли в состав католической литургии.

Слово лауда произошло от итальянского lauda, что в переводе означает — хвала.

Путь к осознанности
Adblock
detector