Литература родной стороны

«Литература родной стороны» это направление, возникшее в Германии в последнее десятилетие 19 века и просуществовавшее до 1933. Ключевое слово в этом определении — Heimat — не немецкое отечество в целом, а то конкретное место, родная сторона, откуда происходил писатель, которую он воспроизводил во всех этнографических и бытовых подробностях, и где жили его герои. «Долой Берлин!» — восклицали поборники ««Литературы родной стороны»», изображавшие в своих произведениях (крестьянский роман, филистерская повесть, сельская новелла, деревенская драма) хутор, деревню, небольшое селение. Основная тенденция ««Литературы родной стороны»» заключалась в том, чтобы защитить своего героя — крестьянина, мастерового, мелкого собственника — от моральной угрозы, которую нес в себе капиталистический город, где преданы забвению национальные нравственные ценности: добропорядочность, трудолюбие, семейственность, законопослушание, страх Божий. Город с его международной индустрией отрывал от национальной почвы, а это таило в себе опасность превращения бывшего сельского жителя, перебравшегося в город, в люмпена, преступника, революционера. Отсюда — поэтизация деревенской жизни, ценность которой — в устойчивых традициях и прочных связях с природой. ««Литература родной стороны»» была направлена против засилья декадентских «не немецких» литературных направлений: символизма, импрессионизма, натурализма, хотя, по существу, использовала опыт Э.Золя и его последователей — натуралистов. Своими предшественниками писатели этого направления считали А.Штрифтера, Г.Келлера, В.Раабе, Л.Анценгрубера, отчетливо тяготевших к региональной проблематике.

Понятие «Литература родной стороны»

Понятие «Литература родной стороны» в 1900 было введено издателями журнала «Родная сторона» Ф. Линхардом и А.Бартельсом, которые в своих статьях призывали бежать из больших городов. Их публицистика носила явно шовинистический характер. Стремясь к оздоровлению литературы, последователи Линхарда и Бартельса беллетристы Л.Гангхофер и Р.Герцог поставляли неискушенному читателю тривиальные романы, замешанные на натуралистических подробностях деревенского быта, плоском юморе и сентиментальности. Представитель этого же направления Г.Френсен снискал успех благодаря роману «Иёрн Уль» (1901) о приключениях в городе крестьянского подростка. Ряд немецких прозаиков рубежа веков, не будучи связаны с «Литературой родной стороны», разрабатывали в своем творчестве проблематику, близкую этому направлению. В.фон Поленц в романах «Брейтендорфский пастор» (1893), «Крестьянин» (1895), «Помещик из Грабенхагена» (1897) показал крушение патриархального деревенского уклада под натиском городского буржуазного предпринимательства. Л.Н.Толстой чрезвычайно высоко оценил «Крестьянина» за то, что «роман этот весь проникнут любовью к тем людям, которых автор заставляет действовать» (Толстой Л.Н.). К бытописанию деревенских нравов в Рейнской области и в Познани обращалась К.Фибих в романах «Бабья деревня» (1900) и «Сын своей матери» (1906), подчеркивая определяющее биологическое начало в косной психологии крестьянина. Коллективный портрет баварского крестьянства оставил Л.Тома в романах «Андреас Фест» (1905), «Вдовец» (1911), «Грубиян» (1922). Писатель в своих персонажах подчеркивал силу воли, упрямство и жажду наживы.

С приходом нацистов к власти в 1933 «Литература родной стороны» претерпевает существенные идеологические изменения, вливаясь как одна из составляющих в официальную литературу третьего рейха. Министерство пропаганды совместно с Имперской палатой литературы установило четыре допустимых литературных стандарта: фронтовая проза, партийная литература, этнологическая проза и патриотический роман (Heimatroman). Последний представлял собой нацистскую модификацию «Литературы родной стороны». Патриотический роман предполагал воспроизведение истинно германского быта, защиту почвенности, использование германского фольклора, воплощение мистической непостижимости германского духа. Под девизом «Кровь и почва» Г. Кольбенхейер, Г.Блунк, А.Мёгель в своих «патриотических романах» изображали сельского жителя хранителем вечных национальных святынь, наделенным на уровне подсознания неким внутренним единством, чутким и враждебным чужой крови. В послевоенный период «Литература родной стороны» окончательно утратила свою актуальность, хотя приверженность немецких писателей своему региону ощутима в творчестве Г.Бёлля (Рейнская область), 3.Ленца (Гамбург и его окрестности), Г.Грасса (Силезия), И.Новотнош (Лужицкий край). В их творчестве, однако, местный патриотизм неразрывно связан с общегуманистическими духовными ценностями.

Словосочетание «Литература родной стороны» произошло от немецкого Heimatliteratur.

Путь к осознанности
Adblock
detector