Магический реализм латиноамериканский

МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИЙ
МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИЙ
МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИЙ

Магический реализм латиноамериканский (испанское realisimo magico latinoamericano) это термин, распространившийся в латиноамериканской и европейской критике в 1960-70-е в период так называемого «бума» латиноамериканского романа. В узком смысле понимается как определенное течение в латиноамериканской литературе второй половины 20 в.; в широком — как имманентная константа латиноамериканского художественного мышления и общее свойство культуры континента. В последнем случае представляет собой один из вариантов самоидентификационной культурной модели. Понятие магический реализм латиноамериканский призвано выделить принципиальные отличия его от европейских мифологизма и фантастики. Эти особенности ясно воплотились в первых произведениях — повести А.Карпентьера «Царство земное» и романе М.А.Астуриаса «Маисовые люди». В героях магического реализма латиноамериканского личностное начало приглушено и не интересует писателя — они выступают как носители коллективного мифологического сознания, которое становится главным объектом изображения. При этом писатель систематически замещает свой взгляд цивилизованного человека взглядом примитивного человека и пытается высветить действительность через призму мифологического сознания, в результате чего изображаемая действительность подвергается различного рода фантастическим аберрациям.

Произведение строится на взаимодействии художественных ракурсов; «цивилизованное» сознание осмысляет мифологическое сознание и переосмысляет себя самое в сопоставлении с ним. Поэтика и художественные принципы магического реализма латиноамериканского сложились под влиянием европейского авангардизма. Общий интерес к первобытному мышлению, магии, примитивному искусству, охвативший западноевропейские интеллектуально-художественные круги в первой тре ти 20 в., стимулировал интерес латиноамериканских писателей к индейцам и афроамериканцам. В лоне европейской культуры была создана и концепция принципиального отличия дорационалистического мышления от цивилизованного. У авангардистов, главным образом сюрреалистов, латиноамериканские писатели заимствовали некоторые принципы фантастического преображения действительности. Вместе с тем европейский абстрактный «дикарь» обрел в произведениях этнокультурную конкретность и явственность; концепция разных типов мышления была спроецирована в плоскость культурного, цивилизационного противостояния Латинской Америки и Европы; сюрреалистический сон сменился реально бытующим мифом. При этом латиноамериканские писатели опирались не только на индейскую и афроамериканскую мифологию, но и на традиции американских хроник 16-17 вв. с их обилием элементов чудесного. Идеологическую основу магическому реализму составило стремление писателя выявить и утвердить самобытность латиноамериканской действительности и культуры, идентифицируемой с мифологическим сознанием индейца либо афроамериканца. Магический реализм латиноамериканский оказал существенное воздействие на европейскую и североамериканскую литературы, а в особенности на литературы стран «третьего мира».

Путь к осознанности
Adblock
detector