
Максима это афористический жанр; краткое выражение моралистического характера.
Происхождение
Максима, представляя собой разновидность афоризма, имеет древние истоки. До нашего времени сохранились сентенции знаменитых античных философов и ораторов: Сократа, Аристотеля, Цицерона и др. Античные изречения часто содержат нравоучение («Сомневаясь, приходи к истине»; Цицерон), что нашло отражение в афористическом жанре «максима». Максима оформилась в отдельный литературный жанр в XVII веке во Франции. Традиция составления максим возникла в литературных салонах, деятельность которых в отчасти заключалась в написании афоризмов.
Формы максимы
Максима близка к сентенции – краткому и меткому наставительному изречению, как пословица, поговорка, афоризм, апофегма. Жанр максимы основывается на высоком остроумии, лаконичности и отточенности изложения мысли, глубоком смысле, логической законченности, обобщённо-моралистической направленности, поэтому максимы, как правило, появляются в результате творчества мыслителей.
В зависимости от смыслового содержания максима выражается в следующих формах:
- констатирование факта, например: «Наши добродетели – это чаще всего искусно переряженные пороки» (Ф. де Ларошфуко);
- нравоучение, например: «Победи зло добром» (Б. Паскаль);
- ирония, например: «В любом деле можно разбогатеть, притворяясь честным» (Ж. де Лабрюйер).
Афористичность максимы достигается с помощью функционально емких стилистических и риторических фигур, как антитеза, параллелизм и др.
Развитие жанра

Особенной рационалистической утонченности и изысканности максима достигла в эпоху классицизма и Просвещения («Максимы» Ларошфуко, 1665). К авторам классических образцов жанра также относятся испанский философ Б. Грасиан («Карманный оракул, или Наука благоразумия», 1647), французские писатели-моралисты Ж. де Лабрюйер («Характеры, или нравы нынешнего века», 1688) и Л. де К. Вовенарг («Размышления и максимы», 1746), немецкий мыслитель И. В. Гёте («Максимы и рефлексии») и др. Жанр максимы достиг расцвета во французской литературе ХVII-XVIII вв.
«Максимы» Франсуа де Ларошфуко

Французский писатель-моралист Франсуа де Ларошфуко (1613-1680) посещал литературные салоны Мадлен де Сабле, Кэтрин де Рамбуйе, Мадлен де Скюдери. Участие в этих творческих кружках, члены которых увлекались составлением афоризмов, послужило для Ф. де Ларошфуко главным предусловием для создания знаменитого сочинения «Максимы».
В 1665 году Ф. де Ларошфуко анонимно опубликовал в Париже философско-моралистическое сочинение, сборник афоризмов «Максимы» (полное заглавие –«Максимы и моральные размышления»), в котором изложил свои этические и социально-политические взгляды. Первое издание сочинения включало 317 максим. Ф. де Ларошфуко вносил в сочинение изменения и дополнения. При жизни автора вышло ещё 4 одобренных ним издания, последнее из которых было опубликовано в 1678 г. и состояло из 504 максим.
В наиболее полном русском издании «Максим», вышедшем в 1959 г., содержится 641 максима, поскольку публикация включает максимы, напечатанные после смерти автора, и максимы, которые автор исключил из первых изданий.
Большинство изречений состоит из двух или трёх строк, наиболее емкие из них не превышают страницы. В максимах Ф. де Ларошфуко размышляет о поведении и мотивах человечества, с точки зрения человека, который не намерен приукрашивать свои житейские наблюдения. По этой причине некоторые афоризмы Ларошфуко написаны в циническом тоне («Не будь у нас недостатков, нам было бы не так приятно подмечать их у ближних», максима 31).
Философские мысли Ф. де Ларошфуко о человеческой природе относятся к широкому кругу тем: гордость и себялюбие, тщеславие и добродетель, судьба, дружба, любовь, страсти, искренность, храбрость и справедливость, общение, политика. Афоризмы Ф. де Ларошфуко, совместно с избранными мыслями Ж. де Лабрюйера, Ш. де Монтескье и Л. де К. Вовенарга, издал в 1908 г. русский писатель Л. Н. Толстой, который и сам стал автором мудрых изречений, к примеру: «Берегись всего, что не одобряется твоей совестью».
Современное значение
В современном литературном языке максима понимается в широком смысле – как изречение, содержащее нравственное руководство, моральный принцип; суждение, которое мотивирует людей.
В философии максима определяется как простое и запоминающееся правило поведения. В деонтологической этике, главным образом в кантовской этике, максимы понимаются как субъективные принципы действия.
Литературные максимы часто цитируются в соответствующих языковых контекстах, благодаря чему речь становится лаконичной и выразительной.
Слово максима произошло от латинского maxima regula (sententia), что в переводе означает высший принцип.