Марксистское литературоведение это совокупность исследований литературы, ее роли в общественной жизни, ее специфики, ее связи с мировоззрением и общественным сознанием, созданных в русле марксистской и немарксисткой научной мысли, воплощение идей коммунистической партии в области литературы и культуры. К.Маркс и Ф.Энгельс видели в литературе мощный рычаг воздействия на сознание людей, отмечая пристрастность и социальную ангажированность писателей, в том числе И.В.Гёте и О.Бальзака, проводя различие между «шиллеризацией» (герой оказывается рупором писательских идей) и «шекспиризацией» (взгляды писателя выражены через систему художественных образов). Последователи Маркса настаивали на стойкой связи литературы с политикой. П.Лафарг выступал против свободы творчества писателей, критиковал всяческие попытки уклониться от социальной борьбы. С этих позиций он усматривал в творчестве В.Гюго и Э.Золя преобладание натурализма, отсутствие ясных политических оценок. Против пессимизма в литературе выступал Ф.Меринг. Г.В.Плеханов пытался прояснить проблему генезиса искусства, анализировал классовые мотивы в искусстве 17-20 веков. В связи с 80-летием Л.Н.Толстого В.И.Ленин пишет статью «Лев Толстой, как зеркало русской революции» (1908), которая, наряду с работой «Партийная организация и партийная литература» (1905), статьями о Толстом (1910), письмами к М.Горькому, И.Арманд, имела определяющее значение для Марксисткого литературоведения и марксистской эстетики.
Еще в дореволюционные годы В.В.Воровский, критикуя декадентство, стремился развить принципы революционно-демократической критики и показать значение произведений Горького («О буржуазности модернистов», 1908; «Базаров и Санин», 1909; «Максим Горький», 1910; «Леонид Андреев», 1910). А.В.Луначарский, отрицательно оценивая декадентство, раскрывал позитивное влияние революции и марксистского мировоззрения на культурный процесс («Диалог об искусстве», 1905; «Задачи социал-демократического художественного творчества», 1907). Задачи интеллигенции в годы революции и строительства новой жизни пытался обосновать Л.Троцкий, в предисловии к книге «Литература и революция» (1923) писавший об «эгоистическом перерождении», «индивидуализации» и «обуржуазивании интеллигенции». Н.И.Бухарин стремился обосновать как единый процесс практическое, теоретическое и эстетическое отношение к миру. В дискуссиях о литературе, которые развернулись в СССР в середине 1920-х, приняли участие А.В.Луначарский, В.М.Фриче и другие советские критики, осуждавшие формалистические теории многих литературоведов и языковедов, выпустивших в последующие годы ценные труды по анализу художественного слова и художественной формы (Б.М.Эйхенбаум, Ю.Н.Тынянов, В.В.Виноградов, В.М.Жирмунский, Б.В.Томашевский, М.М.Бахтин, Г.О.Винокур). В марксистском литературоведении 20-х преобладало социологическое направление. Исследователи считали необходимым подчинить литературный процесс актуальным политическим целям. Вместе с тем Марксисткому литературоведению удалось создать разносторонние социологические концепции историко-литературного процесса (Луначарский, Фриче, П.Н.Сакулин). Против социологического вульгаризаторства и с осуждением модернизма в искусстве в 1950-60-х выступал М.А. Лифшиц, участвовавший в дискуссиях о реализме и защищавший его как образное выражение правды и общественного идеала, раскрываемого в конкретной форме. В дискуссии об идеальном (1960 — начало 80-х) он поддерживал и развивал социально-историческую концепцию; в трудах о Гегеле, И.И.Винкельмане, Г.Э.Лессинге, Л.Н.Толстом, в исследованиях античной мифологии разрабатывая диалектическую концепцию культуры.
Неомарксизм
Различные литературоведческие сюжеты представлены в западном марксизме, который принято называть неомарксизмом. В 1923 вышли в свет две книги: «История и классовое сознание» Г.Лукача и «Марксизм и философия» К.Корша. Лукач создает категориальную систему эстетики. Специфичность эстетики он выявляет в сопоставлении с наукой, религией, этикой. В работе «Литературные теории XIX века и марксизм» (1937) он исследует влияние антропологического принципа Л.Фейербаха на немецкую литературу (А.Шопенгауэра, Г.Гетнера, Р.Вагнера), связь философского сенсуализма с немецким романтизмом. Очередным этапом в развитии Марксисткого литературоведения стало формирование Франкфуртской школы социальной философии, которая сложилась вокруг Франкфуртского института социальных исследований. Представители Франкфуртской школы выпустили работы по социальной психологии и массовой культуре (Т.Адорно, Ю.Хабермас), философии языка (В.Беньямин). Они внесли вклад в философию искусства, эстетику и культурологию. В Италии проблемы искусства и литературоведения рассматривал А.Грамши. Его размышления о культуре, философии, истории оказали воздействие на социологию культуры в целом. После второй мировой войны новую неомарксистскую школу в Италии создал Г.Вольпе. Во Франции известность получил А.Лефевр. Другое философское течение, которое влилось во французский неомарксизм 1950-70-х, восходило к деятельности А.Койре и А.Кожева. В 1950-60-е марксистские схемы мышления пытались возродить французские интеллектуалы Р.Барт, К.ЛевиСтросс, М.Фуко, Ж.Лакан, Л.Гольдман. В настоящее время Марксисткое литературоведение стремится вписаться в контекст постмодернизма как господствующего настроения европейского общества.