Маска это синтетический драматургический жанр, получивший распространение в Европе в 15-16 веках. Под маской в широком смысле понимается придворное костюмированное действо, обычно на античный или мифологический сюжет, основными характеристиками которого являются: соединение в рамках одного представления диалога, музыки и танца; декоративная пышность; преобладание элементов зрелищности над единством действия и сюжетом; особая выразительность сценических эффектов и костюмов; усложненный аллегоризм; участие в представлении актеров-любителей и зрителей наравне с профессиональными актерами. Возникновение маски связано как со средневековой фольклорной традицией и карнавальной культурой Возрождения, так и непосредственно с развитием средневековой драматургии (жанры мистерии, мима, гуманистической ученой комедии и др.). Трудности выделения жанровых критериев маски на ранних этапах развития отчасти связаны с ее включенностью в традицию ренессансного праздника, невозможностью четкого разграничения масок и других типов театрализованного придворного представления (торжественного въезда монарха в город, рыцарского турнира, маскарадного шествия, придворного балета). Постановка маски обычно входила в ряд торжеств, приуроченных к какому-либо важному событию в жизни королевского двора (восшествию монарха на престол, свадьбе, рождению наследника, заключению мира) и имела явный политический подтекст. Особой пышностью отличались театрализованные представления при дворе Медичи, Валуа, Тюдоров. Соединение в маски элементов различных родов искусства, роль зрелищности и сценических эффектов указывает на игравшее особую роль в ренессансной эстетике представление о родстве искусств. Возрождая принципы Горация «ut pictura poesis» (поэзия подобна живописи) и «ut rhetorica pictura» (живопись подобна риторике), ренессансные авторы стремились найти то общее, что объединяет все искусства в единое целое (трактаты Леона Баттиста Альберти, Дж.Н.Дольчи, Дж.П.Ломаццо, Антонио Филарете и др.). Ранняя маска отразила и другие черты культуры высокого Возрождения: диалогизм, особую роль принципа «единства в разнообразии», ориентацию на античность, аллегорико-символическую направленность, внимание к проблемам идеального монарха и государства.
Термин «Маска»
В узком смысле термином «Маска» принято обозначать жанр английской литературы 16 — первой половины 17 века. Оформление маски в особый драматургический жанр с четко заданными критериями произошло в творчестве английских драматургов елизаветинской и якобитской эпох. На английскую почву маска была перенесена в начале 16 века: первой английской маской принято считать так называемое «Святочное представление» («Epiphany Spectacle», 1512), в котором в качестве одного из актеров принимал участие Генрих VIII. Ранняя английская маска опиралась как на традицию итальянского придворного праздника, так и на жанры английской средневековой драмы. Дальнейшее развитие жанра связано с творчеством Ф.Сидни («Королева мая», 1578 или 1579), Дж.Пиля («Жалоба на Париса», 1581), Ф.Дэвидсона («Парис и алмазная гора», 1595). Эти маски характеризуются единством действия и наличием целостной драматургической основы, однако первым образцом нового литературного жанра принято считать
маску «Видение двенадцати богинь» (1604) С.Даниэла. О восприятии маски в качестве литературного явления свидетельствует желание авторов сохранить и печатать текст представления (публикация одной из масок Дж.Гаскойна в 1575, «Королевы мая» в 1598). Окончательное оформление маски в литературный жанр произошло в творчестве Бена Джонсона, написавшего около 30 масок и разработавшего критерии жанра. Джонсоновская маска характеризуется четкой двухчастной структурой: объединением в рамках одной пьесы маски и антимаски, а также основного представления и следующего затем танца актеров со зрителями.
Основные черты маски Джонсона: усложненный символизм, искусственность ситуаций, резкая контрастность мотивов, «открытый» конец (разрешение конфликта в маске зачастую требует вмешательства извне, обычно самого присутствующего на представлении монарха), пышность костюмов и декораций, применение сложных механических устройств свидетельствуют о справедливости отнесения развиваемого жанра к стилям маньеризма и барокко, однако некоторые исследователи склонны видеть в маске черты классицизма. Особое влияние на творчество Джонсона оказала французская комедия-балет, часто признаваемая типологической параллелью английской маске. Типичным образцом джонсоновской маски является «Маска королев» (около 1609). Многие маски созданы Джонсоном в содружестве с английским художником, архитектором Иниго Джонсом, однако убежденность последнего в первичности зрелищного элемента по отношению к драматургическому единству и интеллектуальному содержанию маски привела не только к распадению содружества, но и фактически к возникновению двух типов масок. В целом маски с ее ориентацией на сложные декорации и сценические эффекты является жанром, отразившим особенности английского частного («закрытого») театра конца 16 — первой половины 17 века (в его противопоставлении открытому — «публичному» театру). Английский придворный театр, основными чертами которого были внимание к законам перспективы, наличие писаных декораций, искусственного света, переднего занавеса и крыши, громоздкой и дорогостоящей сценической «машины» (очевидно, в миниатюре представляющей модель вселенной), явился не только прообразом современного театра, но и отразил важнейшее свойство позднеренессансной, переходной культуры конца 16 — начала 17 века: обостренное внимание к проблемам порядка и иерархии (участие в маске королевских особ и высшей знати), искусства и искусственности, представление об эфемерности окружающего мира и непрочности вселенской гармонии (маски писались «на случай», их текст был «подвижным», «текучим»).
К жанру масок обращались в своем творчестве многие английские авторы — Сидни, Пиль, Дж.Лили, Т.Кэмпион, Ф.Бомонт, Дж.Милтон. Отдельные элементы маскок можно обнаружить в «Королеве фей» (1590-96) Э.Спенсера, ранних комедиях У.Шекспира. В то же время ряд исследователей ставит под сомнение правильность отнесения ряда пьес, в частности, «Верной пастушки» (1609) Дж.Флетчера, «Комуса» (1634) Милтона, неоконченного «Печального пастуха» (1641) Бена Джонсона, к жанру маски, что связано с трудностью выделения четких жанровых критериев маски, ее смыканием с пасторальной и другими традициями. Последний всплеск интереса к жанру произошел в 1630-40-е в творчестве У.Давенанта, А.Тауншенда, Т.Кэрью. Исчезновение жанра было связано с английской революцией, приведшей к крушению утонченной придворной культуры, и с закрытием театров в 1642, однако маска оказала большое влияние на комедию эпохи Реставрации, во многом ориентировавшуюся на традицию дореволюционного частного театра.
Слово маска произошло от французского masque, что в переводе означает — личина, обличье; средневекового латинского — masca.