Меданская группа это группа французских писателей, выпустивших сборник «Меданские вечера» (1880). В него вошли шесть новелл Э.Золя, Ж.К.Гюисманса, Ги де Мопассана, Анри Сеара, Леона Энника и Поля Алексиса. В 1877 Золя выпустил свой роман «Западня», и вокруг писателя стали группироваться молодые авторы, осаждая его как в Париже, так и в Медане, где он приобрел дом. Описание этого дома можно найти в «Дневниках» (опубликованном в 1956-58) Э. и Ж.Гонкуров и художественных произведениях авторов-современников. Среди заезжавших к Золя были Ф.Шарпантье, Э.Гонкур, А.Доде, Мопассан, Алексис, Сеар, Энник, Гюисманс. Побывали в Медане Ж.Валлес и русский писатель П.Д.Боборыкин. Здесь и зародилась идея сборника «Меданские вечера» после того, как однажды на протяжении нескольких вечеров каждый из авторов рассказал друзьям свою историю из периода франко-прусской войны. Золя был первый; он рассказал мрачный эпизод, получивший затем название «Осада мельницы». Мопассан на следующий день поведал вошедшую в сборник историю «Пышка». Гюисманс рассказал о рядовом, лишенном желания сражаться, стихийном пацифисте, который к тому же еще был болен. Его история в сборнике была названа «С мешком за плечами». Сеар поведал об осаде Парижа в новелле, получившей название «Кровопускание». Энник в «Деле большой семерки» рассказал об избиении проституток из публичного дома. Алексис придумал историю о знатной даме, искавшей своего мужа на поле боя и нашедшей его труп («После боя»). Меданцы заявили: «Мы отнюдь не претендуем на то, чтобы считаться литературной школой. Мы просто несколько друзей: благодаря нашему общему восхищению Эмилем Золя мы стали встречаться у него и затем в силу сходства темпераментов, общности взглядов и одного и того же философского направления стали сближаться все больше и больше» (Мопассан Где. Полное собрание сочинений).
Писатели «Меданской группы» поддерживали новое литературное направление — натурализм. Под влиянием философии позитивизма (в варианте О.Конта, И.Тэна) они переносили законы биологии на общественную жизнь. Человек в их творчестве выступает не как общественное лицо, а как существо, подчиненное физиологическому и даже патологическому началу. Большое внимание они уделяли социальной среде и борьбе классов, но для них не было существенной разницы между природой и обществом. Общественные конфликты и отрицательные стороны буржуазной системы для них — вечное и вполне естественное зло. Законом для Золя и его последователей стала идея о том, что явления жизни предстают нам как «результат соотношения тела со средой». Новеллы сборника «Меданские вечера», имеющие общим фоном франко-прусскую войну, рассказывают о ней неожиданным для современников образом. Это отнюдь не эпопея с ее привычным героическим смыслом, а «комическое вторжение» (таково было первое предполагаемое название сборника). Авторы со своих позиций выступали против «шовинизма Поля Деруледа», лидера «Лиги патриотов». Они хотели быть не столько «антипатриотичными», сколько правдивыми. Им хотелось нарисовать войну такой, какова она есть, со всеми ее драматическими и комическими ситуациями.
Словосочетание «Меданская группа» произошло от французского Groupe de Medan.