Мифологическая школа

Мифологическая школа это научное направление, возникшее в эпоху романтизма. Концепции мифологической школы основаны на эстетике Ф.Шеллинга и братьев А. и Ф.Шлегелей, согласно которой мифология была источником и «ядром» искусства. Применительно к фольклору эту идею разработали гейделъбергские-романтики (Л.Арним, К.Брентано, Й.Гёррес). Наиболее полное выражение методология мифологической школы приобрела в деятельности братьев В. и Я.Гримм. Согласно их теории, из мифа в процессе его эволюции возникли сказка, эпос, легенда и другие виды фольклора, который в целом является бессознательным и безличным творчеством коллективной «души народа». Последователи мифологической школы — А.Кун, В.Шварц, В.Маннхардт (Германия), М.Мюллер, Дж.Кокс (Англия), А.де Губернатис (Италия), А.Пикте (Швейцария), М.Бреаль (Франция), А.Н.Афанасьев, Ф.И.Буслаев, О.Ф.Миллер (Россия).

В мифологической школе различают два течения: «этимологическое» (лингвистическая реконструкция мифа) и «аналогическое» (сравнение мифов, сходных по содержанию). В России принципы лингвистического изучения мифологии применил Буслаев в работах 1840-50-х (собраны в книге «Исторические очерки русской народной словесности», 1861). Солярно-метеорологическая теория разработана Миллером («Илья Муромец и богатырство Киевское», 1869). Своеобразным синтезом различных теорий мифологической школы был труд Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу» (1866-69. Том 13). Воздействие мифологической школы ощущается в ранних работах А.Н.Пыпина и А.Н.Веселовского. Впоследствии Буслаев, Пыпин и Веселовский отошли от мифологической школы и подвергли ее научной критике. Некоторые её идеи разделял А.А.Потебня, однако он отрицал теорию М.Мюллера о «болезни языка» как источника мифологических образов. Методология и теория мифологической школы не приняты последующим развитием науки, но ее историческое значение велико, поскольку она способствовала активному изучению фольклора, заложила основы сравнительной мифологии и поставила ряд существенных теоретических проблем в фольклористике.

Путь к осознанности
Adblock
detector