«Мир искусства» это кружок, состоявший из учащихся петербургской школы художников К.И.Мая во главе с А.Н.Бенуа и К.А.Сомовым, в который входили Д.В.Философов, В.Ф.Нувель, Г.С.Калин, Н.Д.Скалон, Л.С.Розенберг (Бакст), А.П.Нурок, Е.А.Лансере. Существенную роль в его организации и финансировании сыграл С.П.Дягилев. Деятельность кружка, включавшая не только живопись, графику, но и поэзию, и литературную критику, переросла в культурно-эстетическое движение. С 1898 Д.С.Мережковский и З.Н.Гиппиус стали посещать «дягилевский» кружок (термин Гиппиус), а затем вовлекли и В.В.Розанова. Именно там Розанов встретил первое серьезное внимание к своим тогда еще новым идеям и «пугавшей его самого сексуальной философии» (П.П.Перцов).
Основатели кружка объявляли искусство особым, автономным от обыденной действительности миром, стремясь найти выход из тупика, в котором оказалась русская культура. Кружок «Мир искусства» собирался в квартире Дягилева (Литейный проспект, 45, с 1900 — Фонтанка, 11), там же проходили и первые «среды», постоянными участниками которых были Гиппиус, Розанов, Мережковский и приглашенные им Ф.Сологуб и Н.Минский. Объединение с «дягилевским» кружком позволяло символистам надеяться на создание собственного печатного органа, близкого им по своим художественным задачам. В результате состоявшегося в конце 1898 соглашения возник журнал «Мир искусства», первый номер которого вышел в ноябре 1898. Мережковские участия в организации журнала не принимали (их не было в Петербурге). Вернувшись из путешествия, они включились в работу. «В те годы Д.С.Мережковский был в разгаре своих идей, изложенных в философско-критическом исследовании «Лев Толстой и Достоевский», и никого (в кружке «Мира искусства») не оставлял с ними в покое…» (Перцов). В 1899 Мережковский заканчивал вторую часть трилогии — «Леонардо да Винчи» и «щеголял на «средах» парадоксами во вкусе «Also sprach Zaratustra» (Маковский). В том же 1899 мирискусники готовили 1314-й номер журнала, посвященный А.С.Пушкину.
Кроме обсуждения полемических статей и участия в подготовке журнала, на собраниях кружка поднимались вопросы религии и христианства; в частности, инициаторами их обсуждений были Мережковский и Гиппиус. Со стороны «дягилевской» группы мирискусников особенно живой интерес к этим вопросам проявляли Бенуа и Философов (Дягилев был чужд этим идеям). Между тем религиозные философы (Мережковский, Гиппиус, Розанов), составившие оппозицию художественному отделу журнала, и «дягилевской» группы начинали расходиться. В 1901 Мережковский, Гиппиус и Розанов, не переставая работать в журнале «Мир искусства», организовали Религиозно-философские собрания в СанктПетербурге. Они вышли из кружка в 1903, когда вместе с Перцовым начали создавать журнал «Новый путь». В 1904 журнал «Мир искусства» закрылся.