Многосоюзие

Многосоюзие
Многосоюзие
Многосоюзие

Многосоюзие, или полисиндетон это стилистическая фигура, которая состоит в намеренном многократном повторе союзов, связующих однородные элементы синтаксической единицы; средство усиления выразительности высказывания. Многосоюзие в стилистике относится к синтаксическим фигурам прибавления.

Принципы многосоюзия

Многосоюзие употребляется преимущественно в поэтических текстах и представляет собой избыточный повтор союзов (сочинительных, подчинительных), основанный на перечислении однородных членов или частей сложного предложения. Таким образом, многосоюзный ряд формируется на принципах повтора и перечисления, что способствует ритмическому и смысловому выделению текстового фрагмента.

Значение в литературе

Полисиндетон в поэтических и прозаических текстах служит для выделения и подчеркивания значимых слов, придаёт выразительность, замедление, плавность, торжественность художественной речи. Фигура часто стилизуется под многосоюзные синтаксические конструкции библейских текстов, также широко распространена в народных песнях с преобладающим союзом «а»: «А Дунай река-мать, а не дай нам погибать».

Наиболее часто встречается многосоюзие, построенное на повторе соединительного союза «и» в тексте: «И малые, и великие, и старые, и младые, и богатые, и убогие хвалят добродетель, но не все оной последуют» (М. В. Ломоносов).

Пример многосоюзия с использованием сочинительного союза

Хоть не являла книга эта
Ни сладких вымыслов поэта,
Ни мудрых истин, ни картин…
(А. С. Пушкин)

Существуют комбинированные формы многосоюзия, построенные на сочетании разных союзов. Кроме того, стилистический приём полисиндетона оформляется не только союзами, но и другими служебными частями речи (частицами, предлогами), которые в контексте получают союзную функцию.

Пример многосоюзия с использованием предлога

О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле…
(А. А. Блок)

Сочетание многосоюзия с другими приёмами

В сочетание с полисиндетоном могут вступать другие, близкие по структурной обусловленности, стилистические фигуры повтора: аллитерация, эпифора, анафора и т. д. Реже многосоюзный ряд взаимодействует с градацией, основанной также, как и полисиндетон, на перечислении: «Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность» (В. Г. Короленко). В литературе также встречается совмещение полисиндетона с обратным ему явлением – асиндетоном, т. е. оформление однородных элементов в пределах ряда происходит союзным и бессоюзным способом.

Совместное использование стилистических фигур, объединенных по одному принципу их организации, способствует реализации общих функциональных предназначений, в частности усилительно-выразительной функции.

Слово полисиндетон произошло от греческого polysyndeton (polus – много, syndeton – союз), что в переводе означает многосоюзие.

Путь к осознанности
Adblock
detector