Молодая германия

«Молодая германия» это группа немецких писателей и журналистов, выразившая оппозиционные антифеодальные настроения, возникшие в общественной жизни Германии под влиянием Июльской революции во Франции (1830). В группу входили Карл Гуцков (1811-78), Лудольф Винбарг (1802-72), Генрих Лаубе (1806-89), Теодор Мундт (1808-61), Густав Кюне (1806-88). Не связанные организационно, они объединились на основе общности политических и эстетических воззрений. Осенью 1834 после их встречи во Франкфурте на Майне название «молодая Германия» стало употребляться в печати. Г.Гейне вначале с сочувствием относился к деятельности младогерманцев. В «Романтической школе» (1836) он отмечал цельность писателей «молодой Германии», которые не «хотят различать между жизнью и писательством, которые никогда не отделяют политики от науки, искусства от религии и которые одновременно являются художниками, трибунами и апостолами» (Гейне Г.). Однако в дальнейшем произошло его резкое размежевание с «молодой Германией».

Гуцков и его единомышленники ратовали за демократические свободы, сословное равенство и религиозную веротерпимость. Под влиянием утопического социализма Сен-Симона они провозгласили «эмансипацию плоти», осуждая ханжество аристократов и филистеров. На страницах немецкой прессы младогерманцы боролись за отмену феодальных привилегий, за демократизацию образования и науки. Они поддерживали поляков в их борьбе за независимость, основным средством общественных преобразований считали литературу и публицистику.

Художественное творчество рассматривалось как средство пропаганды либеральных идей. Эстетические взгляды представителей «молодой Германии» нашли свое отражение в лекциях Винбарга, прочитанных в Кильском университете и изданных отдельной книгой под названием «Эстетические походы» (1835), а также в работах Лаубе «Современные характеристики» (1835) и Мундта «Искусство немецкой прозы» (1837). Младогерманцы призывали к всестороннему охвату современной немецкой действительности, выступали за идеи исторического прогресса в жизни и литературе, отстаивали принцип народности как выражения национальных интересов. Им представлялось, что идея «универсальной романтической поэзию), провозглашенная иенскими романтиками, потеряла актуальность. Младогерманцы отдавали предпочтение прозе, поскольку проза, на их взгляд, более достоверно отражает современную действительность. Прослеживая историю развития немецкой литературы с момента перевода Лютером Библии до творчества Гёте, младогерманцы подчеркивали взаимосвязь и взаимовлияние жизни и искусства, эстетики и морали.

Эстетическая концепция «молодой Германии»

Эстетическая концепция «молодой Германии» формировалась после смерти Гёте (1832) и утраты романтизмом своих позиций. Обвинив Гёте в отрешенности от общественной борьбы и усматривая в его творчестве отказ от злободневных проблем, младогерманцы укоряли веймарского олимпийца за эгоизм и холодность. Гуцков в очерке «Гёте на рубеже двух столетий» (1836) отмечал, что его наследие принадлежит эпохе Просвещения, но в современной действительности теряет свою актуальность. Столь же непримиримы были младогерманцы к романтикам, которых Винбарг сравнивал с пауками, запутавшимися в паутине своей фантастики. Гуцков обвинял иенских и гейдельбергских романтиков за то, что они вызывали у своих читателей тоску по прошлому, вместо того чтобы звать в будущее. Мундт в работе «Искусство немецкой прозы» объявил лирику женственной и бессодержательной, призывая выражать современное общественное содержание в прозе. В отличие от романтиков, младогерманцы предлагали находить идеальное не в фантазиях, а в реальности, во всем, что способствует всеобщему благу. Искусство, по Винбаргу, призвано отражать красоту общественного служения. Пример тому он находил в шиллеровском «Вильгельме Телле» (1804). Вместе с тем он сетовал, что польское восстание не нашло еще достойного отражения в литературе. Младогерманцы сотрудничали с немецкой печатью. Лаубе в 1834 стал редактором лейпцигской «Газеты для любителей изящного», Гуцков тогда же редактировал газету «Форум журнальной литературы», а затем «Немецкий телеграф». В этом издании сотрудничали все младогерманцы, а также Ф.Энгельс. Однако наиболее действенным средством пропаганды демократических идей все, кто входил в содружество «молодой Германией», считали художественное творчество, и прежде всего, роман о современности.

Первым политическим произведением младогерманцев стал цикл романов Лаубе «Молодая Европа» (1833-37). События в Польше нашли свое отражение и в повести Кюне «Карантин в сумасшедшем доме» (1835). Сюжетом романа – Мундга «Памятник Шарлотте Штиглиц» (1835) послужила реальная история жены поэта Генриха Штиглица, покончившей жизнь самоубийством. Роман Мундта «Мадонна, беседы со святой» (1835) посвящен любви немецкого юноши к чешской девушке. Наиболее талантливым прозаиком и драматургом среди младогерманцев был Гуцков (трагедия «Уриэль Акоста», 1847, и другие его драматические произведения созданы, когда «молодая Германия» прекратила свое существование). В раннем произведении «Письма безумного к безумной» (1831) отражена позиция немецкого интеллигента, который страшится бурлящих масс и вместе с тем уже разуверился в собственной романтической исключительности. В сатирическом романе «Маха-Гуру, или История одного бога» (1833) Гуцков выступает против догматов официальной церкви, обратившись к религии Тибета, где и происходит действие. Скандальный успех имел роман Гуцкова «Валли сомневающаяся» (1835) с сюжетом, напоминающим роман «Лелия» (1833) Жорж Санд или повесть Ф.Шлегеля «Люцинда» (1799). С критикой этого романа в штутгартской «Литературной газете» выступил Вольфганг Менцель, обвинивший автора в забвении христианских ценностей и политическом бунтарстве. Он намекал, что организация «молодая Германия» опасна для существующего порядка. В ноябре 1835 «молодая Германия» была запрещена указом прусского министра внутренних дел фон Рохова, а 10 декабря Союзный сейм принял решение, не только запрещающее печатать и распространять произведения младогерманцев, но и упоминать их имена в прессе.

Словосочетание «молодая Германия» произошло от немецкого «Junges Deutschland».

Путь к осознанности
Adblock
detector