Морской роман это жанровая разновидность романа, взаимодействующая с другими его жанровыми формами: утопическим, философским, приключенческим, «воспитательным», романом-притчей, романом-путешествием. Наиболее отчетливо представлена в английской литературе. Дж.Конрад формулировал значение морской стихии в прошлом и настоящем Англии: «Это могло случиться только в Англии, где люди и море — если можно так выразиться — соприкасаются: море вторгается в жизнь большинства людей, а люди познают о море кое-что или все, развлекаясь, путешествуя или зарабатывая себе на кусок хлеба» (Конрад Дж. Избранное.). Генезис морского романа восходит к фольклору, к мифологии, к героическому эпосу, в которых по-своему отразился процесс освоения человеком окружающего мира. В основе древнегреческого мифа об аргонавтах лежит сюжет морского плавания героев (среди них были Ясон, Адмет, Мелеагр, Пелей) на судне «Арго» по Эгейскому и Черному морям в сказочную страну Колхиду за таинственным золотым руном. Мотив приключений посреди водной стихии с эпизодами бури, кораблекрушений составляет важнейшую сторону сюжета «Одиссеи» Гомера. Во многом аналогичные ситуации обнаруживаются в «Энеиде» Вергилия.
Истоки английского морского романа, как наиболее «репрезентативного» для данной жанровой формы, относят к эпохе раннего Средневековья: точкой отсчета обычно называется памятник англосаксонской литературы «Моряк» (975), анонимный герой которого повествует об опасностях жизни посреди океанских волн. Разрушение устоявшихся представлений о границах мира, колонизация новых земель, великие географические открытия, появление отважных капитанов (Колумб, Магеллан, Васко де Гама) в эпоху Возрождения вызывают к жизни документально-дневниковые книги о путешествиях. В романе Д.Дефо «Жизнь и пиратские приключения славного капитана Сингльтона» (1720) морское пространство предстает как средство, открывающее путь к обогащению. Судьба человека на необитаемом острове — одна из важных тем литературы, начиная с диалогов Платона («Тимей», «Критий»), описавшего легендарную процветавшую страну на острове Атлантида, рухнувшую в глубины океана. В «Утопии» (1515-16) Т.Мора на затерянном среди моря острове автор создает некое совершенное государственное и общественное устройство. Философский смысл обретают события на острове в трагикомедии «Буря» (1612) У.Шекспира, этом «гимне прекрасному человечеству», ожидающему счастья, равно как и описание идеального государства в «Новой Атлантиде» (1627) Ф.Бэкона. Проблема индивидуального существования «естественного человека» вне цивилизации поставлена в «Робинзоне Крузо» (1719) Дефо, включающего элементы морского романа, что дало стимул для появления различных «робинзонад» в других литературах.
Сюжет морского романа
Сюжет морского путешествия, связанного с посещением неизведанных стран и островов, широко использовался для создания сатирической аллегории; Такова четвертая часть романа Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» (1533-64). Аналогичный прием лежит в основе «Путешествия Гулливера» (1726) Дж.Свифта. Сходный прием, восходящий к Рабле и Свифту, использует Г.Мелвилл в романе «Марди» (1849), философской аллегории на тему исследования мира. В «Острове пингвинов» (1908) A.Франса развитие пингвинской цивилизации — это сатирическое истолкование истории Франции. В названных произведениях «морской» аспект в целом играет подсобную роль. Г.Филдинг и О.Голдсмит критически описывают систему рекрутирования корабельных экипажей. Жестокие порядки на корабле, тяжелые издевательства офицеров над низшими чинами — тема романа Т.Смоллетта «Приключения Родерика Рендома» (1748).
Новый аспект морской темы раскрывается в литературе романтической эпохи. Морская, океанская стихия — один из излюбленных и многозначных образов, метафора, которая обычно соотносится с душевным состоянием лирического героя Дж.Байрона (в «Паломничестве Чайльд-Гарольда», 1809-18, «восточных поэмах»), П.Б.Шелли, С.Т.Колриджа («Сказание о старом мореходе», 1798), B.Гюго, А.С.Пушкина («К морю», 1824), Г.Гейне (цикл «Северное море», 1825-26). Своеобразно преломляется морская проблематика в романе Гюго «Труженики моря» (1866), изображение мощи водной стихии соединяется с апофеозом деяний простых людей, рыбаков. Формирование главных признаков жанра связано с творчеством В.Скотта и Дж.Ф.Купера.Сколтт представляет океан своеобразным действующим лицом, Купер показывает корабль и моряков как социальный организм, пишет о морском деле как о ремесле, требующем высокого профессионализма. Однако закрепление жанра морского романа, формирование его определяющих констант многие исследователя связывают с именем английского писателя Фредерика Марриета (1792-1848). Пройдя длительную школу флотской службы, прежде чем взяться за перо, Марриет создал серию морских романов («Морской офицер Френк Милдмей», 1829; «Королевская собственность», 1830; «Служба на купеческом корабле», 1832; «Приключения Питера Симпля», 1834; «Персивал Кин», 1842), которые пользовались широкой популярностью. У Марриета корабль — это социальный феномен, организм, подчиненный особой регламентации, «ритуалам моря». Новаторство Марриета в освоении морской темы отмечали его современники (В.Ирвинг, Ч.Диккенс, У.М.Теккерей) и писатели более позднего времени (Р.Л.Стивенсон, Конрад, В.Вулф, Т.С.Элиот, Э.Хемингуэй). Критик М.Макграф употребил выражение «век Марриета», имея в виду его воздействие на развитие жанра. По мнению Конрада, Марриет трансформировал форму морского романа, раскрыв своеобразие бытия личности в океане «между небом и волной». Во второй половине 19 века Г.Мелвилл активно осваивал морскую тему сначала в документальном повествовании («Тайпи», 1846; «Ому», 1847), затем в романе «Белый бушлат» (1850), показав быт американского военного судна, что явилось прологом к созданию его романа «Моби Дик» (1851). Модификацией морского романа становится роман о пиратах. Стивенсон, продолжая линию Скотта и Марриета, создает роман «Остров сокровищ» (1883).
Морская тема по-новому преломляется в рамках научно-фантастического романа Жюля Верна («Дети капитана Гранта», 1867—68; «Таинственный остров», 1875; «Вокруг света за 80 дней», 1872). Писатель впервые вводит мотив пребывания в водных глубинах, что связано с появлением подводной лодки («Двадцать тысяч лье под водой», 1869-70). Для Конрада существенно не столько воспроизведение флотского быта, сколько философское осмысление океанской стихии, как особой сферы человеческого бытия («Негр с Нарцисса», 1897; «Лорд Джим», 1900; «Ностромо», 1904). События второй мировой войны дали стимул для появления новых образов. Таков роман Г.Вука «Восстание на «Кейне» (1951). В современном морском романе усиливается притчевое символическое начало: «морская трилогия» У.Голдинга («Ритуалы дальнего плавания», 1986; «Две четверти румба», 1987; «Огонь внизу», 1989), синтезирующая традиционную структуру морского романа с мифологическим элементом.
Морской роман в России
В России у истоков маринистики стоят А.А.Бестужев-Марлинский (повесть «Фрегат «Надежда», 1833) и Н.А.Бестужев («Опыт истории российского флота», 1822). Своеобразным «флагманом» русской морской литературы был К.М.Станюкович, выходец из потомственной семьи моряков, дебютировавший очерковой книгой «Из кругосветного плавания» (1867), автор «Морских рассказов» (1888). Жанр морской очерковой книги путешествия разработал И.А.Гончаров в «Фрегате «Паллада» (1855-57). В русской литературе 20 века морской роман получил дальнейшее развитие в творчестве А.И.Новикова-Прибоя (эпопея «Цусима», 1932), Л.С.Соболева (роман «Капитальный роман», 1932) С.Н.Сергеева-Ценского (эпопея «Севастопольская страда», 1937-39).