МОТИВИРОВКА, в узком смысле это композиционный прием, служащий обоснованием использования в художественном произведении сюжетного хода, эпизода, группы эпизодов, вне-сюжетных элементов; в широком смысле это постановка явлений формы и содержания художественного произведения в контекст причинно-следственных отношений, логическое объяснение элементов и механизмов внешнего (поступков персонажей, событий) и внутреннего (жизни души и сознания) действий. В исследование мотивировки большой вклад внесли формалисты. Особенно много внимания в их работах было уделено изучению её функций (прежде всего композиционно-стилистических), их взаимосвязей внутри произведения, а также их эволюции.
Античная литература прибегала к чисто условным, мифологическим мотивировкам: вмешательству в ход действия богов, влиянию на сюжет их воли, гнева, капризов («Илиада», «Одиссея» Гомера, «Энеида» Вергилия, драматургия Эсхила). Роль условной мотивировки могли играть родство или двойничество персонажей, их мнимая смерть или разлука, путешествия, неожиданная встреча и узнавание (новая аттическая комедия, драматургия Плавта и Теренция, сатирико-бытовые, авантюрно-фантастические романы Петрония и Апулея — «Сатирикон» (1 век) и «Метаморфозы» (2 век), греческие любовно-авантюрные романы — «Левкиппа и Клитофонт» (3-4 века) Ахилла Татия, «Эфиопики» (3 век) Гелиодора, «Дафнис и Хлоя» (2-3 века) Лонга. В целом набор мотивировок был ограничен. В средневековой, а затем в ренессансной литературе мотивировка могла служить Божественная воля провидения, воля случая, вмешательство злых сил («Песнь о Нибелунгах», 13 век; «Песнь о Роланде», 12 век; древнерусские повести), совпадения и недоразумения («Декамерон», 1350-53, Дж.Боккаччо), ситуация нравственного выбора («Божественная комедия», 1307-21, Данте), приключения и уловки героя (плутовской роман). Готический роман воспользовался мистико-фантастическими, иррациональными мотивировками («ужасы и тайны» в романах А.Радклиф, Х.Уолпола, Ч.Мэтьюрина). Эта тенденция позже была переосмыслена романтиками. Опора на разум и логику, финальное торжество общественных интересов над частными, долга над чувством, добродетелей над пороками мотивировали перипетии и развязки многих классицистических и просветительских произведений (драматургия П.Корнеля, Ж.Расина, Мольера, «Путешествие Гулливера», 1726, Дж.Свифта, «Робинзон Крузо», 1719, Д.Дефо). Исходя из идей социального, исторического и психологического детерминизма и стремясь к воспроизведению «правды жизни» в жизнеподобных формах, литература 19 века использует широкий диапазон различных мотивировок, и в рамках одного произведения может существовать несколько видов «оправданий». Среди реалистических мотивировок можно выделить социально-психологические, национально-исторические, социально-экономические, политические, семейно-бытовые, физиологические.
В литературе второй половины 19 — начала 20 века происходит модернизация репертуара мотивировок — все большую роль приобретают «квазимотивировки»: введение того или иного элемента художественной системы произведения мотивируется событиями из жизни человеческой души и сознания в целом (сны, галлюцинации, мечты, бред, мистическое стечение обстоятельств, ассоциации, символика, мифы, парадоксы, воспоминания). Постмодернистская литература, декларируя разрушение цельности мировосприятия и часто опуская некоторые смысловые звенья, провоцирует читателя самого искать «завуалированную» мотивировку или предлагает целый набор мотивировок, альтернативных или взаимодополняющих («плюрализм», отсутствие единой мотивации, игра мотивировок в притчах Х.Л.Борхеса, романе «Имя Розы» (1983) У.Эко, повести-притче Вен.Ерофеева «Москва—Петушки» (1969), «Лолите» (1955) В.В.Набокова, некоторых произведениях Дж.Фаулза.