«Никитинские субботники» это московское объединение литераторов и художников (1921-34). Названо в честь председательницы — Евдоксии Фёдоровны Никитиной (18917-1973), на квартире которой по субботам проводились заседания объединения. В истории «Никитинские субботники» можно выделить шесть периодов. Первый — 1912-14. В это время формируется кружок самообразования, составленный преимущественно московскими гимназистами и возглавляемый преподавателем-словесником Н.В.Богушевским, выпускником Московского университета. Подобные кружки существовали тогда едва ли не в каждой московской гимназии. Собираются кружковцы на квартире Богушеского (Большой Козихинский переулок, дом 3/5, квартира 26). На заседаниях читаются и обсуждаются историко-литературные доклады, ведутся протоколы. Заседания посещают коллеги Богушевского, преподаватели Московского университета и Высших женских курсов, литературоведы и критики — Ю.И.Айхенвальд, Н.Л.Бродский. А.Н. и Ю. А.Веселовские, П.Н.Сакулин и др. В работе кружка участвует и жена председателя — Е.Ф.Богушевская (Плотникова).
Второй период— 1915-18. Гимназический литературный кружок преобразуется в литературный салон, хозяйкой его становится Е.Ф.Богушевская. Протоколы заседаний озаглавлены — «Литературный вечер у Е.Ф.Богушевской» или же просто «Суббота у Е.Ф.Богушевской». Состав участников и тематика заседаний меняются: гимназистов сменили студенты и курсистки, начинающие литераторы; «литературную молодежь» более интересуют собственные стихи и проза. Именно «салонностью» еженедельных собраний обусловлена неудача первой и единственной попытки совместного издания — сборника «Альфа». Салон Богушевской распался осенью 1918. Третий период — 1919-20. Богушевская возвращается в Ростов-на-Дону, где прошло ее детство, выходит замуж и берет фамилию мужа — A.М.Никитина, бывшего министра внутренних дел Временного правительства. В Ростове-на-Дону она вновь организует объединение — «Никитинские субботники». Однако если в Москве салон Богушевской был одним из самых малозаметных, то в Ростове-на-Дону у Никитиных собирается элита интеллигентов-беженцев: литераторы А.М.Дроздов, B.Н.Ладыженский, Л.Н.Столица, Бродский, А.М.Евлахов, Е.Н.Чириков, художники И.И.Билибин, Е.Е.Лансере. «Никитинские субботники» дважды распадались из-за наступления Красной армии (Никитины переезжали в Новороссийск и опять возвращались), но возрождались благодаря воле, упорству и административному таланту хозяйки салона. Был разработан регламент заседаний, принят устав, предпринимались попытки совместной издательской деятельности. Осенью 1920 объединение опять распалось — председательница вернулась в Москву. Четвертый период — 1920-22. В Москве, куда приехали многие из прежних участников субботних заседаний, Никитина возродила объединение. В 1921 официально регистрируется объединение литераторов «Никитинские субботники», а затем и одноименное кооперативное издательство. Возглавил его Никитин. Пайщики кооператива ставили главным образом коммерческие задачи. Этим определена и профессионализация состава: прибыль давали только издания популярных писателей, потому знаменитостей (М.И.Цветаеву, В.М.Волькенштейна, М.А.Волошина, Н.Н.Ляшко, С.Я.Парнок, В.В.Казина, А.С.Яковлева, Б.А.Пильняка и др.) старательно зазывали на «субботники».
Приглашали на «субботники» и народного комиссара просвещения А.В.Луначарского, однако он бывал там крайне редко. В 1922 кооператив «Никитинские субботники» существовал уже не только номинально — вышел первый номер альманаха «Свиток», первые партии книг поступили в розничную продажу. Никитин, опасавшийся ареста, уступил жене должность председателя кооператива. Пятый — 1923-30. Объединение «Никитинские субботники» постоянно растет благодаря наличию собственного издательства. В заседаниях принимают участие А.Н.Неверов, A.M.Соболь, Л.Н.Гумилевский, М. А.Булгаков, И.Г.Эренбург, И.Э.Бабель, И.Л.Сельвинский, МЛ.Козырев, О.Э.Манделынтам, А.Белый, А.С.Новиков-Прибой, М.П.Герасимов, С.Д. Кржижановский. В эпоху непрекращающихся «литературных боев» салон Никитиной был «нейтральной территорией»: литературные противники могли встречаться и участвовать в работе кооператива. Вопросы публикации той или иной рукописи, выбора авторов и гонорарной политики решались не собранием пайщиков, а правлением или одной Никитиной. Руководствовалась она соображениями коммерческими, политическими и конъюнктурными. Так сложился своего рода симбиоз литературного салона и коммерческого предприятия — салон-предприятие «Никитинские субботники». Никитина затратила немало усилий, чтобы утвердить за объединением статус творческого союза, не жалела средств на празднования очередных юбилеев, инспирировала статьи в периодике, но переубедить современников ей не удалось. Издательство «Никитинские субботники» было достаточно известным, а вот объединение практически не упоминалось в числе писательских союзов тех лет. Начало 1930—своего рода пик развития «Никитинских субботников». Шестой период — 1931-34 — кризис и поэтапная ликвидация салона-предприятия. В 1931 кооператив выпустил более 200 книг общим тиражом свыше 1 ООО ООО экземпляров, официально прекратил свое существование, войдя в состав издательства «Федерация». Заседания на квартире Никитиной продолжались более или менее регулярно до 1934. В них приняли участие сотни писателей, критиков, литературоведов — почти вся московская литературная элита, а также многие известные художники, режиссеры и актеры. Никитиной удавалось поддерживать в участниках собраний надежду на возрождение издательства. Но вскоре после учреждения Союза советских писателей объединение распалось.
В 1957 Никитина безвозмездно передала государству собранную за 35 лет библиотеку, а также коллекцию документов, архив объединения, письма и рукописи писателей. Вечера «Никитинских субботников» проходили до 1973 под под ее руководством. В 1962 согласно постановлению Министерства культуры РСФСР был создан филиал Государственного литературного музея — музей «Никитинских субботников». После смерти Никитиной филиал, которым она руководила, был ликвидирован, экспонаты распределены по отделам ГЛМ.