Новый апокалипсис

«Новый апокалипсис» это английская литературная группа, возникшая в конце 1930-х. Ее инициаторы — редакторы журнала «Сэвен» — поэты Николас Мур, сын философа Дж.Мура, и Джон Гудленд. К ним присоединились Дориан Кук, Генри Трис (1911-66), Джеймс Файндли Хендри (1912-86), шотландский поэт Джордж Сазерленд Фрезер (1915-80). Вышли три антологии: «Новый Апокалипсис: Критика, стихи и рассказы» (1940), содержавшая манифест группы и составленная Хендри; и им же вместе с Трисом — «Белый всадник: Проза и поэзия Нового Апокалипсиса» (1941, предисловие Фрезера) и «Корона и серп» (1945). Группу объединяла романтическая реакция против, по их определению, «классицизма» У.Х.Одена (1907—73) и других «оксфордцев» и полемика с «новыми критиками». Идеолог «нового апокалипсиса» (по их убеждению) — философ, теоретик искусства, апологет неоромантизма Герберт Рид (1893-1968). Считали близкими себе Д.Г.Лоуренса (1885-1930) с его «культом естественности», современников — поэтов-неоромантиков Дилана Томаса (1914-53), почитавшегося ими как неформальный лидер их поколения, его друга Вернона Уоткинса (1906-67), а также Джорджа Баркера (р. 1913) с его дионисийским началом и сюрреалистической образностью.

События конца 1930-х привели поэтов «нового апокалипсиса» к выводу не просто о «закате», а об агонии Европы. Название группы — метафора «крушения общества». Сторонники «нового апокалипсиса» провозглашали конец «механистической» цивилизации, отказывались от идеалов западной демократии, называли себя «антирационалистами», «анархистами», принимающими жизнь всеобъемлюще; пытались создать панорамные, с использованием мифа, риторичные, неистово апокалиптические поэтические комментарии к событиям второй мировой войны, прибегая порой к сюрреалистической образности; использовали апокалиптическую образность даже в любовной лирике. Следуя за «Откровением» Иоанна Богослова и продолжая традиции У.Блейка и П.Б.Шелли, в смерти старого общества различали весть о его грядущем возрождении в обновленном виде. Залог будущего спасения для них — в «изменении Сердца», во внутреннем, душевном и духовном преображении человека. В 1949 вышла общая «Неоромантическая антология» под редакцией Триса и Стефана Шимански, центральное место в которой принадлежало поэтам «нового апокалипсиса».

Словосочетание «новый апокалипсис» произошло от английского New Apocalypse.

Путь к осознанности
Adblock
detector