Новый гуманизм

«Новый гуманизм» это направление в литературоведении и критике США, возникшее на рубеже 19-20 веков. Основная цель «Нового гуманизма» — пересмотр позитивистского литературоведения викторианской эпохи, критика процесса поглощения личности империалистической идеологией 20 века, идущей на смену либерализму 19 века, воспитание «надежного типа индивидуалиста» с помощью неогуманистических правил и самоконтроля, борьба с романтизмом и натурализмом в эстетике и литературе. Основатели «Нового гуманизма» — профессора литературы Гарвардского университета Ирвинг Бэббит (1865-1933) и Поль Элмер Мор (1864-1937). Бэббит — автор семи книг: «Литература и американский колледж» (1908), «Новый Лаокоон» (1910), «Мастера современной французской критики» (1912), «Руссо и романтизм» (1919), «Демократия и правление» (1924), «Гуманизм в Америке» (1930), «О художественном творчестве» (1932). Имя первого ученика Бэббита — Мора — связано с его сельским уединением в Шелберне (штат Нью-Гемпшир), где он, подобно Г.Д.Торо на Уолдене, вынашивал свою теорию. «Шелбернские очерки» Мора — это вышедшие в 1904-21 одиннадцать томов, большая часть которых посвящена творчеству отдельных писателей и лишь немногие — разработке теории критики. Исследовательский метод Мора состоял в том, что в каждом литературном очерке он рассматривал какой-то аспект соотношения духовного и материального и анализировал, как это соотношение проявляется в произведениях конкретного писателя. Своим обширным и внимательным чтением Мор дал богатейший материал для теоретических построений Бэббита, который считал своей основной задачей исследование именно теории, а не критику текущей литературной продукции.

Назвав свою систему взглядов «Новым гуманизмом», его основатели претендовали на продолжение традиций эпохи Возрождения в утверждении того, что ставят в центр внимания проблему человека. Основа возрожденческой традиции — самоценность и независимость человеческой личности — подверглась радикальному переосмыслению. В контексте социальных катаклизмов начала 20 века проблема личности стала рассматриваться как проблема буржуазного индивидуализма. Бэббит и Мор резко выступили против влияния культа романтической личности, понимая романтизм очень широко — как вечный, внеисторический элемент человеческой природы. Отталкиваясь от концепции «мирового зла», разработанной романтическими философами (прежде всего Ф.Шеллингом в «Философских исследованиях о сущности человеческой свободы», 1801-06), Бэббит и Мор видели в проявлении свободной воли человека потенциальные возможности зла. Дискредитация романтической морали стала одной из главных целей «неогуманистического» литературоведения. Но романтизм для Бэббита и Мора был общим понятием, обозначающим все кризисные тенденции социально-политической и экономической жизни Запада рубежа 19-20 века, обусловленные специфическими идейно-духовными формами сознания. Для Бэббита и Ж.Ж.Руссо, и А.Бергсон в равной степени «романтики», ибо выражают культ романтической личности. Предметом критики «Нового гуманизма» являлось и материалистическое сознание, опирающееся на достижения современной науки и называемое Бэббитом и Мором «натурализмом». Отождествление «натурализма» с «романтизмом» было осуществлено Бэббитом в его главном труде «Руссо и романтизм». Бэббит различает две формы натурализма: «утилитарный, научный», воплощенный для него в творчестве Ф.Бэкона, и «эмоциональный», представленный Руссо, романтиками и критическими реалистами в литературе.

«Новый гуманизм» выступает с идеей спасения цивилизации и культуры путем создания типа «индивидуалиста с гуманистическими стандартами» и утверждения «неоклассического искусства» как отражения норм и требований «человеческого закона», воспроизводящего в искусстве вечные законы, диктуемые человеку «высшей волей», «внутренним контролем». Еще в 1900-е Бэббит и Мор пытались восстановить слово «гуманизм» в значении «истинно человеческий». Они воссоздавали концепцию человека на дуалистической основе. Считая, что человек — это существо как духовное, так и материальное, они утверждали, что человек не может быть продуктом лишь материальной эволюции. Духовное в человеке рассматривалось не как относящееся к сфере сознания, появившегося на высшем этапе развивающейся материи, а как религиозное, Божественное, данное извне. Однако гуманизм не отождествляется с религией. Для достижения счастья человек должен полагаться не на природу и не на Бога, а на себя самого. Бэббит утверждал, что необходимым принципом благополучного существования человека является его самоконтроль, противостоящий как «механическому и биологическому детерминизму», так и Божественной воле. Только благодаря такому двойному противостоянию непостоянству природы и фатальности Бога человек приобретает гуманистические качества, становится уникальным. Сторонники «Нового гуманизма» настаивают на том, что в природе существуют законы не только для людей, но и для вещей. Помимо закона контроля человека над собой существует общий закон для природы и человека — закон меры. Цель неогуманистической литературной теории — найти эти законы в жизни и отражать их в искусстве.

Бэббит полагал, что если определенная группа индивидуумов будет практиковать «гуманистический контроль» и объединится по принципу определенной гуманистической дисциплины, она приобретет стабильность, социальную значимость и сможет подчинить себе большинство, неосведомленное о существовании гуманистических правил. Группа эстетиков и литераторов, объединившаяся в согласии с этими принципами, способна создать новое искусство с четкими стандартами оценок и ценностей. В 1930 результаты работы основателей «Нового гуманизма» и их последователей были обобщены в сборнике «Гуманизм и Америка» под редакцией Н.Форстера. «Новый гуманизм» — первое в 20 веке оформившееся направление американской критики с высоким по тому времени профессиональным уровнем. Историческая ценность «Нового гуманизма» состоит в том, что он явился катализатором для формирования противоположных ему тенденций. Именно в борьбе с ним в значительной степени прояснила свои позиции американская «новая критика».

Словосочетание «Новый гуманизм» произошло от английского New humanism.

Путь к осознанности
Adblock
detector