Ода

Ода это жанр лирической поэзии. В античности слово «Ода» сначала не имело терминологического значения, затем стало обозначать преимущественно написанную строфами лирическую хоровую песню торжественного, приподнятого, морализирующего характера (особенно песни Пиндара). В эпоху Возрождения и барокко (16-17 века) слово применялось преимущественно к патетической высокой лирике, ориентирующейся на античные образцы (Пиндара, Горация) и написанной строфическими стихами (П.Ронсар, Г.Кьябрера, Дж.Драйден).

В поэзии классицизма (17-18 века) Ода — ведущий жанр высокого стиля с каноническими темами (прославление Бога, отечества, жизненной мудрости и пр.), приемами («тихий» или «стремительный» приступ, наличие отступлений, дозволенный «лирический беспорядок») и видами (О. духовные, торжественные — «пиндарические», нравоучительные — «горацианские», любовные — «анакреонтические»); классики жанра — Ф.Малерб, Вольтер, Ж.Б.Руссо, Э.Лебрен, в России — М.В.Ломоносов и А.П.Сумароков (соответственно: «восторженный» и «ясный» типы Оды). В эпоху предромантизма (конец 18 века) жанровые признаки О. расшатываются (Г.Р.Державин и др.). В 19-20 веках жанровая система в лирике размывается (уже Ода романтиков — Дж.Китса, В.Гюго, А.Мандзони и др. лишены канонических жанровых примет) и понятие «Ода» употребляется часто лишь в переносном значении («Ода революции», 1918, В.В.Маяковского).

Слово ода произошло от греческого ode, что в переводе означает — песня.

Путь к осознанности
Adblock
detector