Однострок, однострочье это жанр, представляющий собой одну строку, в которой в отличие от моностиха невозможно определить стихотворный размер.В 1960-е к одностроку обращаются в основном поэты авангардистской ориентации (Ры Никонова, Сергей Сигей); в 1970-е с одностроком экспериментирует Ян Сатуновский (представитель лианозовской группы поэтов), используя рамочные многоточия («…зашили, как футбольный мяч…»; «…пока нас не выселили в Биробиджан…» и др.). 1980-90-е — время широкого распространения однострока (Геннадий Айги, Римма Чернавина, Иван Жданов, Станислав Лакоба). Как одностроку могут рассматриваться заглавия литературных произведений: «Война и мир» (1863—69), «Живой труп» (1900) Л.Н.Толстого, «Темные аллеи (1943) И.А.Бунина, «В тихом омуте» (1908) Д.С.Мережковского.
Однострок — это миниатюры об огромном мире, укладывающиеся в одну строку, это взгляд на мир, выраженный в максимально сжатой и экспрессивной форме. «Одинокая строка — это линия горизонта, которая все время отдаляется по мере приближения к ней» (Бирюков). «Над всей Россией чистая небыль» (Сигей), «По дороге жизни Бог ведет меня к себе» (Алексей Коротеев), «Дерево, дерево, я повстречал тебя» (Владимир Эрль), «Заумь: это когда за умью — ау» (Александр Очеретянский), «Какое будущее у прошлого?» (Кирилл Ковальджи). Одна из тенденций развития однострока — появление циклов: («Одностроки», 1963, В.Маркова; «Все это мелочи», 1970-92, Очеретянского; «Улей», 1989-94, Татьяны Михайловской. О попытке вместить в рамки одной строки эпическую форму свидетельствует «Роман в одну строку» (1963) Маркова.