Остроумие

Остроумие это способность к неожиданному сближению понятий и предметов; остроумный образ (сравнение, метафора) представляет собой мгновенный синтез внешне далеких друг от друга или даже антиномичных понятий, связь между которыми не очевидна на логически-рациональном уровне; так, обращение Дж.Донна к возлюбленной: «О, моя Америка! моя новооткрытая земля!» (Элегия XIX, 1635, посмертно) неожиданно сближает человеческое тело и «тело» планеты (Земли), так что эротическая игра с женским телом уподобляется географическому открытию. Понятие Остроумие возникает уже в античной риторике; Аристотель под Остроумием понимает умение составлять наглядные метафоры, «которые дают нам какое-либо знание», открывая новую, неожиданную связь между предметами: «Большинство остроумных выражений образуется благодаря метафоре и введению в заблуждение слушателя: для него становится ясно, что он узнал нечто противоположное своему ожиданию, говоря в душе: «Как это верно! А я ошибался» (Риторика). В дальнейшем риторика трактовала Остроумие как способность к изобретению (inventio). В 16-17 веках в литературной теории и практике барокко Остроумие становится одной из центральных эстетических категорий; возникает ряд стилей, основанных на идее Остроумия: маринизм, гонгоризм, прециозность, метафизическая школа.

Эстетическая теория Остроумия разрабатывается в многочисленных трактатах и получает все новые дефиниции вплоть до начала 19 века: «Естественное остроумие состоит главным образом из двух вещей: быстроты воображения (то есть быстрого перехода от одной мысли к другой) и неуклонного следования к заранее намеченной цели» (Т.Гоббс. Левиафан, 1651); Остроумие — «гармоническое сопоставление двух или трех далеких понятий, связанных единым актом разума» (Б.Грасиан. Остромыслие, или Искусство изощренного ума), «сочетание несходных образов, или обнаружение скрытого сходства во внешне несходных вещах» (С.Джонсон. Жизнь Каули, 1779); «лишь Остроумие одно изобретает, и изобретает с внезапностью» (Жан-Поль. Приготовительная школа эстетики). Будучи «великой способностью создавать нечто новое» (Грасиан), Остроумие было осознано как Божественная составляющая человеческого интеллекта, благодаря которой «человек стал скорее соперником, чем слугой природы» (А.Персио. Трактат об остроумии человека», 1576). Само Божественное творение рассматривалось теоретиками барокко (Э.Тезауро) как идеальный образец Остроумия; таким образом, концепция Остроумия внесла серьезные коррективы в понимание миметической функции искусства: писатель из подражателя природы сделался подражателем самого Творца.

Остроумие стилистическом уровне

На стилистическом уровне остроумие барочных текстов проявляется в нагнетании причудливых образов, парадоксальной игре антитез (например, обращение к мертвым на кладбище как к учителям жизни: «О вы, что лежите, научите меня стоять»; А.Грифиус. Мысли о кладбище и местах упокоения мертвых, 1656). Иенские романтики придали идее Остроумия еще более широкое значение, видя в ней принцип интеллектуальной свободы: Остроумие — «логическая общительность», «взрыв скованного духа» (Ф.Шлегель. Критические фрагменты. 1797. No 56). Однако позднее романтическая эстетика отказывается от понятия Остроумия в пользу «воображения», «фантазии»: Колридж в «Biographia literaria» уже осуждает «логику остроумия» как «перевод прозаических мыслей на язык поэзии». С начала 19 века Остроумие теряет значение фундаментальной эстетической категории, осознаваясь отныне как возможное свойство авторского сознания, как характеристика персонажа или как атрибут маргинальных литературных жанров (фельетон, юмористический рассказ, эпиграмма).

Слово «Остроумие» произошло от латинского ingenium, английского wit, немецкого Witz, французского esprit, итальянского ingegno.

Путь к осознанности
Adblock
detector