«Озёрная школа», лейкисты это группа английских поэтов-романтиков, чье идейное и творческое содружество сложилось в конце 18 — начале 19 века на Северо-Западе Англии, в Озерном крае; включала У.Вордсворта, С.Т.Колриджа, Р.Саути; иногда к «Озерной школе» относят также Т.Де Квинси и Дж.Вильсона. Название «Озерная школа» было изобретено журналистом Ф.Джеффри много лет спустя после распада их творческого союза: в журнале «Эдинбургское обозрение» (1802. No 1) он издевательски провозгласил рождение «новой школы», которую он же в 1807 прочно связал с Камберлэндскими озерами; выражение «Lake school» было им впервые употреблено лишь в 1817. Термин «Озерная школа» имел в сознании современников негативные коннотации (в посвящении к «Дон Жуану», 1817, Байрон иронически отзывается обо «всех лейкистах») и никогда не использовался самими участниками школы. Расцвет «Озерной школы» относится к 1797-98, когда Вордсворт и Колридж выработали новое романтическое представление о поэзии как «способности возбудить читательский интерес, прилежно следуя законам природы, и умения придать вещам характер новизны с помощью широкой палитры воображения» (Литературные манифесты западноевропейских романтиков) и создали сборник «Лирические баллады» (1798; основная часть написана Вордсвортом; Колридж написал четыре стихотворения и поэму «Сказание о старом мореходе»). Объявив войну поэтам-классицистам второй половины 18 века, эпигонам А.Поупа, поэты «Озерной школы» провозгласили своими учителями Э.Спенсера, У.Шекспира, Дж.Милтона, Т.Чаттертона, безвестных авторов старинных баллад. Предшественником поэтов «Озерной школы» был У.Блейк.
Основные жанры — баллады и поэмы; у Вордсворта в центре внимания — переживание природы, слитое с предчувствиями бессмертия, коллизии из жизни бедноты; у Колриджа — тема роковой разобщенности людей, неизбывного одиночества личности, «жизни-в-смерти», какой для многих оборачивается существование; у Саути — средневековые и восточно-романтические мотивы. В предисловии ко второму изданию «Лирических баллад» (1800) — первом манифесте английского романтизма, Вордсворт изложил поэтическую программу: главная задача поэта в том, «чтобы отобрать случаи и ситуации из повседневной жизни и пересказать или описать их, постоянно пользуясь… обыденным языком, и в то же время расцветить их красками воображения… выявив в них… основополагающие законы нашей природы». Реформа поэтического языка, произведенная поэтами «Озерной школы», нашла живой отклик у А.С.Пушкина: «В зрелой словесности приходит время, когда умы, наскуча однообразными произведениями искусства, ограниченного кругом языка условленного, избранного, обращаются к свежим вымыслам народным и к странному просторечию, сначала презренному… ныне Wordsworth, Coleridge увлекли за собою мнения многих… Произведения английских поэтов… исполнены глубоких чувств и поэтических мыслей, выраженных языком честного простолюдина» («В зрелой словесности приходит время…», 1828). Философские и эстетические взгляды Вордсворта и Колриджа не были идентичными. Хотя оба поэта разделяли мысль о благотворном влиянии природы на человека, Вордсворт понимал ее как независимую силу, а Колридж главное внимание уделял жизни духа, оживляющей и человека, и природу. Склонный искать истину в трансцендентных сферах, Колридж «сетовал на то, что… в его [Вордсворта] поэзии есть нечто телесное, есть… тяготение к осязаемому, а часто и мелочному.
Дарование Вордсворта не нисходило на него как дух из воздушных сфер; оно вырастало из земли, как цветок» (Hazlitt W. My first acquaintance with poets Idem. The essays. L., 1949). В силу этих и других расхождений между участниками школы (характерно, что первым враждебным выступлением в печати против «Лирических баллад» была статья самого Саути в октябрьском номере журнала «Critical review» за 1798, где он осудил «неинтересные темы» сборника) правомерность термина «Озерная школа» оспаривается многими мемуаристами и исследователями. Де Квинси в своих «Воспоминаниях о поэтах-лейкистах» (1839) отрицает существование такой школы. Сомнения в реальности «Озерной школы» обосновываются тем, что в качестве идеологии школы выдвигалась идея Вордсворта об опрощении поэтического языка, но участие Колриджа в развитии этой идеи было кратковременным, а участие Саути — непрямым и несистематическим. Эти сомнения разделяют и многие российские исследователи (Н.Я.Дьяконова, А.Н.Горбунов, Н.А.Соловьёва). Есть серьезные основания утверждать, что если «Озерная школа» и существовала, то представлял ее главным образом один поэт — У.Вордсворт.
Словосочетание «Озерная школа» произошло от английского Lake school of poets.