Памфлет

Памфлет это жанр публицистики, для которого характерно резкое и экспрессивное обличение, направленное не против отдельных фактов, а против целой политической, государственной, философской или эстетической системы, либо конкретных влиятельных в обществе деятелей (политиков, социологов, ученых, литераторов). Как правило, памфлет преследует агитационную цель, поэтому он всегда тенденциозен, общедоступен, рассчитан на непосредственную реакцию широкой публики. Образцы публицистического памфлета: «Ареопатика» (1644) Дж.Милтона, «Сказка бочки» (1704) Дж.Свифта, «Трактат о веротерпимости» (1763) Вольтера, «Что такое третье сословие?» (1789) Э.Ж.Сьейеса, «Не могу молчать» (1908) Л.Н.Толстого, «Город желтого дьявола» (1906) М.Горького, «Ненависть» (1933) Г.Манна. Когда памфлет содержит заведомо ложное обвинение, он называется пасквилем. Наряду с чисто публицистическими памфлетом существуют остро-сатирические литературные произведения, которые тоже принято считать памфлетом: в них сильна публицистичность и историческая конкретность обличения, а построение характеров и сюжета мотивируется не их собственной логикой, а авторской идеей-замыслом. Образцы таких сатирических произведений: «Путешествие Гулливера» (1726) Дж.Свифта, «Багровый остров» (1928) М.Булгакова, «Карьера Артуро Уи» (1941) Б.Брехта, «Гимн судье» В.Маяковского (1915).

Обличения сатирического и публицистического характера были известны еще в античности. До нас дошли речи и сатиры Плутарха, Тацита, Варрона, Демосфена, однако классический памфлет, возродивший традиции античной сатиры, был создан в эпоху Возрождения. Гуманисты выработали некоторые характерные особенности памфлета этого периода: обращение к условно-панегирической («Похвала Глупости», 1509, Эразма Роттердамского) или автопортретной («Письма темных людей», 1515-17) манере; развернутая картина окружающей действительности; заданность моральных критериев; пародирование схоластической риторики. На протяжении дальнейшей истории развития памфлет выступал средством политической или литературной борьбы, являясь, как правило, оружием прогрессивных сил. В период буржуазных революций в странах Европы памфлет принял более политически заостренные, но менее дидактичные и нравоучительные формы. Таковы были в английской литературе «Чистокровный англичанин» (1701), «Кратчайший путь расправы с диссентерами» (1702) Д.Дефо, «Письма суконщика» (1723-24) Свифта; во французской литературе «Русский в Париже» (1760) Вольтера, «Жакфаталист» (1773) Д.Дидро. В 19 веке памфлет создавали B.Гюго («Наполеон Малый», 1852), Э.Золя («Я обвиняю», 1898). Примерами русского публицистического памфлета могут служить «Философическое письмо» (1836) П.Я.Чаадаева, «Письмо к Гоголю» (1847) В.Г.Белинского. В советской литературе памфлет писали М.Кольцов, В.Катаев, И.Эренбург, Л.Леонов.

Слово памфлет произошло от английского pamphlet, что в переводе означает — листок, который держат в руках, и от греческого имени собственного из латинского названия комедии 12 века «Pamphilius seu de amore».

Загрузка ...
Путь к осознанности
Adblock
detector