Пастиш

Пастиш это термин постмодернизма, редуцированная форма пародии. На первых этапах осмысления художественной практики постмодернизма трактовалась его теоретиками либо как специфическая форма пародии, либо как самопародия. Американский критик Р.Пойриер писал: «В то время как пародия традиционно стремилась доказать, что с точки зрения жизни, истории или реальности некоторые литературные стили выглядят устаревшими, литература самопародии, будучи совершенно не уверенной в авторитете подобных ориентиров, высмеивает даже само усилие установить их истинность посредством акта письма» (Poirier).

Позиция Пойриера близка американскому исследователю И.Хассану, определившему самопародию как самое характерное средство, при помощи которого писатель-постмодернист пытается сражаться с «лживым по своей природной сути языком» и, будучи «радикальным скептиком», находит феноменальный мир бессмысленным и лишенным всякого основания. Поэтому он, «давая нам имитацию романа автором, имитирующим роль автора… пародирует сам себя в акте пародии». Американский теоретик Ф.Джеймсон дал наиболее авторитетное определение понятия пастиш, охарактеризовав его как основной модус постмодернистского искусства. Поскольку пародия якобы «стала невозможной» из-за потери веры в «лингвистическую норму», или норму верифицируемого дискурса, то в противовес ей пастиш выступает одновременно и как «изнашивание стилистической маски» (то есть в традиционной функции пародии), и как «нейтральная практика стилистической мимикрии без скрытого мотива пародии… без того не угасшего окончательно чувства, что еще существует что-то нормальное по сравнению с тем, что изображается в комическом свете».

Многие художественные произведения, созданные в стилистике постмодернизма, отличаются прежде всего сознательной установкой на ироническое сопоставление различных литературных стилей, жанровых форм и художественных течений. Голландский исследователь Т. Дан особо подчеркивает тот факт, что постмодернизм как художественный код «закодирован дважды». С одной стороны, благодаря использованию тематического материала и техники «популярного», то есть массового уровня культуры, произведения постмодернизма, по мысли критика, приобретают рекламную привлекательность предмета массового потребления доя всех, даже малопросвещенных людей. С другой стороны, посредством пародийного осмысления более ранних, преимущественно модернистских, произведений благодаря иронической трактовке их наиболее распространенных сюжетов, приемов и техники подачи материала постмодернизм апеллирует к самой искушенной во вкусовом отношении аудитории.

Специфический характер «иронического модуса», или пастиш произведения постмодернизма определяется в первую очередь негативным пафосом, направленным против иллюзионизма массмедиа и тесно связанного с ним феномена массовой культуры. Как подчеркивает Дан, постмодернизм стремится разоблачить сам процесс мистификации, происходящий в результате воздействия медиа на общественное сознание, и тем самым доказать проблематичность той картины действительности, которую внушает массовой публике массовая культура.

Термин «пастиш» возник во Франции в 18 веке как обозначение пародии-мистификации. К жанру пастиш относится сборник М.Пруста «Пастиш и смесь» (1914), роман Т.Манна «Избранник» (1951). В русской литературе пастиш в 19 веке называли сочинение, написанное в подражание и не имеющее пародийного оттенка (поэма А.К.Толстого «Дракон», 1875).

Слово пастиш произошло от французского pastiche, итальянского pasticcio, что в переводе означает — опера, составленная из отрывков других опер, смесь.

Загрузка ...
Путь к осознанности
Adblock
detector