Пентон

Пентон
Пентон
Пентон

Пентон это в силлабо-тоническом стихосложении: пятисложная стопа, равнозначная русскому пятидольному метру.

Схема пентона

Схема пентона в силлабо-тонической системе стихосложения: UUUUU, где U-безударный слог.

Античные истоки пентона

Истоки пентона лежат у традиции использования метрических размеров в русской народной поэзии. Долевой объем русского пентона соответствует античным пятиморным пеонам, что указывает на влияние песенного творчества Древней Греции на русский фольклор.

Происхождение

Владимир Пяст (настоящие имя и фамилия - Пестовский Владимир Алексеевич)
Владимир Пяст (настоящие имя и фамилия – Пестовский Владимир Алексеевич)

Термин «пентон» (греческое pente – «пять») ввел русский поэт и теоретик литературы В. А. Пяст для обозначения русского пятидольного метра, в состав которого входит трёхдольник и двухдольник.

Пятисложная стопа пентона развилась из силлабического 10-сложника, который составлял основу общеславянского песенного стиха. В литературу пентон вошёл в конце XVIII века в результате имитации народной песни, которая впервые встречается в творчестве русского поэта Н. А. Львова («Как, бывало, ты в темной осени…»).

При чём фольклорные пентоны, или пятидольники, обычно двукратные (сдвоенные) или трёхкратные; литературные – однократные, простые. В стихах, написанных пентоном, рифма зачастую отсутствует.

Пример фольклорного пентона:

Как на матушке, на Неве-реке,
На Васильевском славном острове.
(М. Д. Чулков)

Пример литературного пентона:

Что, дремучий лес,
Призадумался,
Грустью тёмною
Затуманился?
(А. В. Кольцов)

Пятидольник и пентон

В русском стиховедении пентон рассматривается как пятидольник – двухакцентная стопа, в которой главный метрический акцент расположен на первой доле трёхдольной части, а второстепенный – на первой доле двудольной.

Исходя из наличия сверхсхемных ударений в стопе, пентон трактуют как сочетание двух- и трёхсложных стоп. В пентоне двухакцентность пятидольника не всегда соблюдается в полной мере: побочный акцент в двудольной части стопы часто отсутствует, в результате чего теряется метрическая устойчивость стиха.
Различают анапесто-ямбический, дактиле-хореический пятидольники; а также в виде сочетания амфибрахия с ямбом или с хореем. Метр также интерпретируется как двукратный ямб или хорей. Интервал между метрическими акцентами колеблется от 1 до 2 слогов и является по своему характеру сменным.

Пятисложник и пентон

В русской поэтической практике пентон часто определяется как пятисложник. Но, несмотря на равный слоговой состав, эти стопы ритмически различаются.

Пятисложник рассматривается как пентон, или пятидольник, при нарушении словоразделов, т. е. когда словораздел не совпадает с ритмическим делением стиха на стопы, что осложняет естественную инерцию ритма стиха.

Пример употребления пентона представляет собой стихотворение А. К. Толстого «Кабы знала я, кабы ведала» (1858), в отдельных стихах которого слова рассекаются стопоразделом.

Виды пентона

В зависимости от положения главного метрического акцента на слогах различают пять видовых форм пентона:

  • пентон 1-й – пятидольник, в котором главный акцент расположен на 1-м слоге от начала стопы (– UUUU);
  • пентон 2-й– пятидольник, в котором главный акцент расположен на 2-м слоге от начала стопы (U–UUU). Пентон второй в ХХ веке практиковали русские поэты Г. А. Шенгели и Ю. Д. Левитанский, но в русской поэзии этот вид распространения не получил. Пентоном 2-м написано стихотворение Г. Шенгели «Барханы» (1916);
  • пентон 3-й – пятидольник, в котором главный акцент размещён на 3-м слоге от начала стопы (UU–UU). Д. П. Самсонов в 1817 году описал этот вид как амфибрахий с дактилическим окончанием (UU–UU). Пентон 3-й вошёл в русскую поэзию как самостоятельный размер, стопу применяли Н. Г. Цыганов («Жавороночек на проталинке», 1832), А. В. Кольцов («Урожай», 1835), В. Г. Бенедиктов («Неотвязная мысль», 1859), Н. А. Некрасов («Кому на Руси жить хорошо», 1877) К. Д. Бальмонт («Творцам сих садов»,1909), В. В. Маяковский («Хорошо!», 1927), М. Л. Матусовкий («Подмосковные вечера», 1960), А. А. Галич («Памяти Пастернака», 1966) и др.;
  • пентон 4-й – пятидольник, в котором главный акцент размещён на 4-м слоге от начала стопы (UUU–U). Пентон 4-й использовали В. К. Тредиаковский («Стихи похвальные России», 1728), А. С. Пушкин («Роза», 1815), М. Горький («Песня о Соколе», 1899), И. А. Бунин («Дымится поле, рассвет белеет», 1901);
  • пентон 5-й – пятидольник, в котором главный акцент расположен на 5-м слоге от начала стопы (UUUU–).

Виды пентона составляют класс русских пятидольников. В русскую поэзию вошли 3-й, 4-й, 5-й пентоны, первые два вида размера ограничились экпериментами. 3-й и 5-й пентоны взаимозаменяемы и совместимы.

Современное значение

В современной русской поэзии пентон – редкий размер, который встречается преимущественно в стилизациях под народные песенные стихи.

Слово пентон произошло от греческого pente, что в переводе означает пять.

Путь к осознанности
Adblock
detector