Пьеса-пословица это драма, комедия, написанная на тему пословицы. Жанр возник во французских салонах 17 и 18 веков в результате светской забавы — игры в пословицы. Пьеса-пословица писались вначале для домашних театров и имели вид шарады: зрители должны были отгадать пословицу. Обычно это были одноактные комедии Ш.Колле (1709-83), вошедшие в моду и представлявшиеся в салонах до Французской революции (1789-94) и после Реставрации 1815. Наиболее известные авторы — роялист Т.Леклерк (1777-1851), Г.де Латуш (1785-1851), барон Редерер (1782-1865), позднее О.Фейе, написавший сатирические «Сцены и пословицы» (1851). Под пером А.де Мюссе жанр пьесы-пословицы был преобразован в остроумную поэтическую комедию с иронически-назидательными заглавиями: «Любовью не шутят» (1834), «Ни в чем не надо зарекаться» (1836), «Комедии и пословицы» (1853).
В русской литературе аналогами пьесы-пословицы являются пьесы А.Н.Островского: «Свои люди — сочтемся» (1850), «Не в свои сани не садись» (1853), «Бедность не порок» (1854), «Не так живи, как хочется» (1855), «Старый друг лучше новых двух» (1860), «Свои собаки грызутся, чужая не приставай» (1861), «Грех да беда на кого не живет» (1863), «На всякого мудреца довольно простоты» (1868), «Не было ни гроша, да вдруг алтын» (1872), «Правда — хорошо, а счастье — лучше» (1877). Под коллективным псевдонимом Козьма Прутков в 1854 появилась пьеса «Блонды. Драматическая пословица в одном действии».
Словосочетание пьеса-пословица произошло от французского proverbe dramatique.