Песня

Песня это совокупное определение стихотворных произведений разных жанров (альба, канцона, кант, романс, гимн), предназначенных или используемых для пения, а также написанных в форме стилизации народных песен. Известна со времен античности (мелическая поэзия). В эпоху Средневековья французские трубадуры, немецкие миннезингеры сочиняли и сами исполняли песни, используя приемы и образы народной лирики. Во второй половине 18 века в Англии получили распространение литературные песни и баллады шотландского поэта Роберта Бёрнса, в России — сентиментальные романсы Ю.А.Нелединского-Мелецкого, И.И.Дмитриева, М.М.Хераскова.

Особую популярность в Западной Европе и в России литературная песня приобретает в 19 — начале 20 века. В Германии — это песня немецких романтиков Г.Гейне, В.Мюллера, А.Шамиссо, во Франции — П.Ж.Беранже и др. В России народными песнями и романсами становятся произведения В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, «русские песни» А.А.Дельвига («Соловей мой, соловей..», 1825; «Не осенний частый дождичек…», 1829), П.А.Вяземского («Тройка мчится, тройка скачет…», 1834), Е.А.Баратынского («Разуверение», 1821), Н.М.Языкова («Нелюдимо наше море…», 1829), М.Ю.Лермонтова («Выхожу один я на дорогу…», 1841), А.В.Кольцова, Н.А.Некрасова, Я.П.Полонского «Песня цыганки» («Мой костер в тумане светит…», 1853), А.Л. Григорьева («Две гитары, зазвенев…», 1857), А.Е.Разоренова «Песня» («Не брани меня, родная…», 1840-50-е), И.С.Никитина «Ехал из ярмарки ухарь-купец…», 1858) и др. В процессе устной переделки и усвоения произведений книжной поэзии устранялись чуждые фольклорной эстетике черты идеологии и поэтики, стихотворения укорачивались, иногда появлялись припевы, происходили изменения в языке и стиле, в изобразительно-выразительных средствах. Одной из разновидностей литературной песни второй половины 20 века является так называемая «авторская песня», изначально предназначенная для музыкального исполнения в сопровождении гитары или других инструментов. Это песни А.Городницкого, Б.Окуджавы, Ю.Визбора, А.Галича, В.Высоцкого, Ю.Кима и других профессиональных поэтов или поэтов-любителей. Для песни характерны строфическая организация, совпадение синтаксических и структурных единиц; наиболее распространенными размерами в русской песенной традиции являются 4-стопный хорей и трехдольные.

Путь к осознанности
Adblock
detector