Подтекст это скрытый смысл высказывания, вытекающий из соотношения словесного значения с контекстом и особенно — речевой ситуацией. Основой подтекста как художественного приема является отмеченное B.В.Виноградовым свойство разговорной речи, где «в зависимости от ситуации, от намерений, цели говорящего, от его экспрессии предметные значения слов могут стать средством выражения эмоционального смысла; прямые лексические значения слов перестают формировать и определять внутреннее содержание речи». Представление о подтексте сформировалось на рубеже 19-20 веков.
Понятие «Подтекст» использовалось также при характеристике чеховских пьес деятелями Художественного театра. Впоследствии в системе К.С.Станиславского термин «Подтекст» приобрел более широкое значение и стал обозначать психологическое, эмоционально-волевое начало сценической речи, а также вошел в литературоведение. Говоря о месте подтекста в пьесах А.П.Чехова, В.Гофман отмечал, что в них, наряду со «словами-смыслами», есть «слова-симптомы». Однако подтекст может обозначать скрытый смысл не только драматической реплики, но и высказывания рассказчика (у Э.Хемингуэя) или лирического героя (стихотворение «Тоска по Родине!.. Давно…», 1934, М.Цветаевой).