«Понедельник» это объединение молодых эмигрантских писателей, поэтов и художников в Шанхае, известное также под названием «Содружества русских работников искусств». Основано в октябре 1929 по инициативе его первого председателя художника Н.Соколовского и литераторов В.С.Валя (Присяжникова), Л.В.Гроссе, П.А.Северного, О.Скопиченко, М.Спургота. Первое заседание проходило на квартире Соколовского, где было решено собираться по понедельникам, соответственно закрепилось и название. Вначале общество создавалось только для избранных, но с течением времени его деятельность привлекла внимание многих представителей эмигрантской творческой интеллигенции, и к концу 1929 объединение численно значительно увеличилось, а к 1933 число активных членов достигло 45 человек. К этому времени помимо упомянутых членов содружества в него входили художник В.А.Засыпкин, журналисты Н.Н.Иваницкий, А.А.Иваницкая, поэты В.Янковская, Арк.Пантелеев, Н.Светлов, А.Дальняя, И.Фрюауф, писатель А.Д.Ненцинский. 34 члена объединения постоянно проживали в Шанхае, 11 членов общества участвовали в его работе заочно, находясь в Харбине, Монголии, Корее, Италии, Франции, Бразилии, США. Для официального вступления в объединение необходимо было представить свои произведения и зарекомендовать себя в творческой работе. Большой вклад в работу сообщества внес М.В.Щербаков, на протяжении четырех лет (1929-33) исполнявший обязанности его председателя.
С 1930 по 1935 «Содружество» выпустило четыре номера журнала «Понедельник», на страницах которого особое внимание уделялось творчеству дальневосточных писателей и поэтов. Целью создания литературно-художественного журнала, как и проведения литературных вечеров, было объединение всех эмигрантских творческих сил Шанхая и русского дальневосточного зарубежья. Вдохновителем и организатором выпуска журнала был поэт, прозаик, критик и переводчик Щербаков, в состав литературной секции «Содружества», а также, редакции «Понедельника» входили К.В.Батурин, Валь, А.Д.Лаврентьев. Дальневосточная эмигрантская проза была представлена именами Батурина, Арс.Несмелова, В.Н.Иванова, Щербакова, поэзия — творчеством Т.Андреевой, Гроссе, Несмелова, Спургота, Н.Щешлева, Янковской. Разделы «Художественная хроника» и «Жизнь Содружества» отражали наиболее значительные события культурной жизни «русского Китая» тех лет. В идейно-эстетических позициях старшего поколения представителей «Понедельника» было выражено стремление сохранить чувство родины в иноязычной среде, явная приверженность традициям русской реалистической культуры и литературы. Активно выступая против механизированной западной цивилизации, они, вместе с тем, живо воспринимали культуру Востока, пытаясь найти с ней точки соприкосновения.
В отличие от «западных» литературных кружков и объединений, позицию руководства «Понедельника» определяло пристальное внимание к жизни современной России и осознание особой культурной направленности и уникальности дальневосточной эмигрантской диаспоры. В то же время молодые представители «Содружества» чувствовали себя стесненными рамками консерватизма старших, испытывая явное тяготение в своем творчестве к новаторским художественном формам. Внутренние противоречия привели к тому, что в ноябре 1933 общество раскололось. В 1933 обязанности председателя выполнял Валь, в 1934 — художник М.А.Кичигин. После раскола и ухода Щербакова, создавшего в этом же году с группой единомышленников литературно-художественный кружок «Восток» (1933-38), деятельность объединения продолжалась еще некоторое время, хотя и утратила прежнюю актуальность. В 1934 члены «Понедельника» установили связь с И.А.Буниным, тогда уже лауреатом Нобелевской премии, и получили его согласие стать почетным председателем сообщества.