Предромантизм

Предромантизм это комплекс явлений в культуре 18 века, подготовивших появление романтизма. Понятие предромантизм, разработанное в начале 20 века французскими литературоведами Д.Морне (1909) и П.Ван Тигемом, обосновывало необходимость эволюционного подхода к романтизму, который, по мнению сторонников концепции предромантизма, возник не из «революционного» отрицания просветительского рационализма, но в результате длительного развития иррационалистических и мистических тенденций, сосуществовавших в 18 веке с идеями разума и закона. Философскую основу предромантизма составили, с одной стороны, выдвижение «естественности» и народно-архаической «первозданности» на роль культурных доминант в концепциях Ж.Ж. Руссо и И.Г.Гердера, а с другой — мистическая устремленность к трансцендентному в учениях И.Г.Гаманна, Ф.Гемстергейса, Л.К.Сен-Мартена. В первом случае научно-теоретическому познанию противопоставлялась непосредственная данность «естественного» чувства, в котором человеку открываются как его собственные глубины, так и сам Бог («Никакие эстетические изыски не могут заменить непосредственного чувства: лишь нисхождение в ад самопознания открывает нам путь к обожествлению». — Hamann J.G. Schriften. Hannover); во втором — идеал земного счастья, посюстороннего жизнестроительства заслонялся мистическим представлением о человеке как «зародыше» будущей жизни, истинный смысл которого раскроет лишь смерть (согласно Ф.Гемстергейсу, после смерти органы чувств «образуют единое целое и душа увидит мир не Боге, но как Бог»—диалог «Симон»; Hemsterhuis F. Oeuvres philosophiques).

В эстетических теориях предромантизма (трактаты И.Я.Бодмера и И.Я.Брейтингера «О влиянии и использовании воображения», 1727; Э.Бёрка «Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного», 1757; «Мысли об оригинальном творчестве», 1759, Э.Юнга; труды Брейтингера, Г.Э.Лессинга, Гердера, Руссо) было выработано представление о воображении и гении как главных силах творчества, не подчиняющихся отныне классицистским нормам; одновременно с этим категории «характеристического», «возвышенного» и «чудесного» перестали осознаваться как подчиненные моменты внутри идеи прекрасного и обрели самостоятельную жизнь, что привело к расширению художественного кругозора. Идея об изначальном «примитивном» языке человечества как истинной, идеальной поэзии, развитая Гаманном и Гердером, стимулировала интерес к поэтической архаике и народному творчеству (издание шотландских и английских баллад сборнике «Памятники старинной английской поэзии», 1765, Т.Перси; публикации скандинавских литературных памятников в трудах П.Малле, русских былин и исторических песен — в сборнике «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым», 1804). Характерные жанры литературного предромантизма — сентиментально-психологический роман и повесть (А.Ф.Прево, Руссо, Ж.А.Бернарден де СенПьер, Л.Стерн, С.Ричардсон, И.В.Гёте, Н.М.Карамзин); готический роман (Х.Уолпол, А.Радклиф) и «демонологическая» повесть («Влюбленный дьявол» Ж.Казота, 1772); буржуазная драма, «слезная комедия», мелодрама (Д.Дидро, Н.де Лашоссе, М.Ж.Седен, Л.С.Мерсье, Лессинг); кладбищенская поэзия; медитативно-философская, религиозная лирика, получившая особое развитие в Германии (Б.Х.Брокес, А.фон Галлер, Н.Л.фон Цинцендорф, Ф.Г.Клопшток).

Убеждение, что сельская жизнь ближе, чем городская, к Богу и Природе — двум ключевым инстанциям предромантизма; привело к широкому распространению жанра идиллии (Галлер, С.Геснер, Э.Х.Клейст, Дж.Томсон, Т.Грей, О.Голдсмит, Р.Бёрнс, И.Г.Фосс). В области поэтики предромантизм пытался переосмыслить традиционные жанры и формы, либо модернизируя их (трагедии, написанные полубытовым прозаическим языком, в творчестве писателей «Бури и натиска»; прозаическая идиллия у Гесснера; повесть в форме диалога у Дидро), либо, напротив, внося в них момент архаики и «первобытной» народности (греческая метрика и свободные «рапсодические» ритмы в одах Клопштока; стилизация народной баллады у Г.А.Бюргера, архаизирующие мистификации Т.Чаттертона, Дж.Макферсона, в России — А.И.Сулакадзева). Герой предромантизма, проникнутый религиозным энтузиазмом и восторгом перед природой, может благополучно выстраивать свое семейное счастье (как Памела в одноименном романе Ричардсона, 1740), гибнуть, защищая свой идеал добродетели (Виргиния в «Поле и Виргинии» Бернардена де Сен-Пьера, 1787), погружаться в тайны потустороннего и демонического (герой кладбищенской поэзии и готического романа), — однако он всегда следует голосу «чувства», которое в предромантизме пока еще не вступает в острый конфликт с разумом и в то же время «целомудренно останавливается на пороге страсти» (Веселовский А.Н. В.А.Жуковский. Поэзия чувства и «сердечного воображения»). Именно здесь, по мнению Ван Тигема, лежит граница между предромантизмом и романтизмом: «Лишь в романтизме чувство, пребывавшее доселе в согласии с разумом, восстает против него в форме страсти» (Tieghem P. van. Dictionnaireaes litteratures).

Понятие предромантизм, включающее в себя ряд разнородных явлений, остается спорным и расплывчатым: так, если Ван Тигем трактует сентиментализм как «один из признаков «предромантизма» (там же), то другие исследователи видят в сентиментализме предшествующую предромантизму ступень литературной эволюции либо вообще отрицают предромантизм как целостное явление.

Слово предромантизм произошло от французского preromantisme, английского preromanticism, немецкого vorromantik.

Путь к осознанности
Adblock
detector