
Просаподосис, кольцо это стилистический приём, состоящий в употреблении одинаковых звуков, слов или строф в начале и конце речевого отрезка. В широком смысле термин «просаподосис» обозначает композиционный повтор начальных элементов художественного произведения в конце – целиком или с вариациями.
Происхождение
Просаподосис восходит к античной риторике, богатой на речевые повторы. Ораторы Древней Греции и Рима применяли кольцевые повторы для усиления выразительности речи, её интонационной и смысловой окраски, акцентирования основных идей.
В античной стилистике просаподосис также носил название «киклос», которое произошло от греческого слова «kyklos», что в переводе означает круг, кольцо. Такое определение приёма обусловлено особенностями его организации: повтор начального слова или фразы в конце одной и той же лексической единицы (предложения, стиха, строфы или целого сочинения), благодаря чему мысль или ряд мыслей, которые образуют логическую целостность, получает своего рода округление.
Традиция использования приёма была продолжена в классической мировой поэзии. Яркие образцы просаподосиса содержатся в творчестве У. Шекспира: «Коня, коня, полцарства за коня!» («Ричард III», 1591 г.).
Виды просаподосиса
Стилистический приём просаподосиса связывает повтором отдельных звуков, слов или словосочетаний начало и конец речевого отрывка. В зависимости от повторяемых элементов различают такие виды просаподосиса:
- звуковой – повтор одинаковых или близких звуков;
- лексический – употребление одинаковых слов;
- строфический – начальная строфа повторяется как конечная. На кольцевом
Повторе основаны строфические формы «рондо» и «триолет». Использование просаподосиса в прозе создает обрамление, образуя в тексте своеобразную словесную рамку.
Функции лексического просаподосиса
Лексический просаподосис – наиболее распространённый вид кольцевого повтора. Исходя из желаемого эффекта от его использования, словесный просаподосис употребляется с целью:
- изображения кругооборота, цикличности действия. Пример: «Дом – работа – дом»;
- выражения убедительности, утверждения, при котором значение повторяемого слова интенсифицируется. Пример: «Хорош, нечего сказать, хорош»;
- преобразования слова контекстом, при котором смысл повторяемого слова меняется на противоположный. Пример: «Море без волн – не море»;
- усиления выразительности высказывания, выделения понятий. Пример: «Гром небес и оружия гром».
Просаподосис в художественной речи
В русской литературе просаподосис применяется как в прозе, так и в поэзии. Часто встречается в поэтических текстах. Кольцевые повторы использовали великие русские поэты – А. С. Пушкин, А. А. Фет, М. Ю. Лермонтов, А. А. Блок, С. А. Есенин и др.
Пример использования просаподосиса:
«Мутно небо, ночь мутна»
(А. С. Пушкин, «Бесы», 1830 г.)
Сочетание с другими приёмами
При сочетании с другими стилистическими приёмами просаподосис их актуализирует. Например: «Пел, пел, пел, уставал, но всё равно шел и пел» – взаимодействие кольцевого повтора с геминацией (трёхкратное употребление слова «пел»), которое указывает на длительность и постоянство действия. Стилистическая фигура, основанная на повторе начала и конца стиха, также называется эпистрофой.
Слово просаподосис произошло от греческого prosapodosis, что в переводе означает избыток, сверхприбавка.