Просвещение

Просвещение это интеллектуально-философское и культурное движение в странах Европы (в т.ч. и в России) и Северной Америки, распространившееся с конца 17 века (конец 1680-х – 90-е) и завершившееся в конце 18 — начале 19 столетия, в период Великой французской революции и в первые послереволюционные годы. Термин «Просвещение» восходит к корневому слову «свет». Это понятие встречается еще в религиозных текстах, в Библии оно связано с отделением Творцом света от тьмы и самим Богом как Светом нового творения. «Свет» издавна был связан и с человеческим разумом, рассматривался как отблеск Божественного духа и означал «знание, ясность ума». В 18 веке в него стали вкладывать специфическое содержание: это наиболее совершенные качества разума, его пытливость, проницательность, живая динамичность, устремленность к познанию. «Просвещение» и предполагает прежде всего жажду свободного, самостоятельного и активного размышления над проблемами мира, общественного и природного бытия. Слово довольно часто употребляется уже мыслителями начала и середины 18 столетия, однако вполне отчетливое определение оно получает в 1784, когда И.Кант публикует статью «Что такое Просвещение?», провозглашая важнейшим принципом просвещения «умение пользоваться собственным умом», позволяющее человечеству «выйти из состояния несовершеннолетия», в котором оно до сих пор находилось по «собственной вине». Кант особенно подчеркивает, что он и его современники живут не в уже просвещенном веке, а в эпоху, когда лишь начался процесс просвещения. Постулированная европейскими просветителями необходимость внести свет разума в человеческую жизнь, опираться не на веру, авторитет, обычай, а на разумное и самостоятельное суждение, формировала особое отношение деятелей просвещения к интеллектуальной, духовной традиции, стимулировала борьбу с предрассудками, повышала интерес к проблемам воспитания и образования людей. Поначалу воспитание предполагает развитие в личности и ума, и сердца, отношения которых представляются вполне гармоничными: чем разум человека становится просвещеннее, тем его сердце — чувствительнее, — полагали французские энциклопедисты — авторы многотомного труда, вобравшего в себя новые, просветительские знания и представления о важнейших понятиях человеческой жизни. На более позднем этапе просвещения с 1760-х и далее отношения между рациональным и чувственно-эмоциональным предстают уже не столь гармоничными.

Просвещение — это идейное, интеллектуальное, культурное движение, имеющее общие исходные принципы. Однако просветители вовсе не были согласны друг с другом во всем и всегда: ученик Дж.Локка А.Э.К.Шефтсбери вел полемику со своим учителем, поклонник энциклопедистов Ж.Ж.Руссо пришел в конце концов к резкому расхождению с ними, Ш.Монтескьё был сторонником монархии, тот же Руссо — республиканцем. Существовали также определенные различия в воззрениях просветителей разных стран, разных этапов. Английское просвещение было, очевидно, наиболее ранним и наиболее компромиссным, французское — наиболее ярким, авторитетным и разнообразным, немецкое — наиболее поздним и носящим прежде всего философско-эстетический характер. В движении просвещения участвовали буржуа и дворяне, светские люди и священнослужители, их просветительские воззрения порой причудливо сочетались в Англии — с пуританизмом (у Д.Дефо, С.Ричардсона), в Германии — с пиетизмом (у Х.Томазия), во Франции — со спиритуализмом (у Э.Б.Д.Кондильяка). Объединяла этих разных людей прежде всего высочайшая оценка свободного размышления.

Просвещение не является определенным художественным, литературным направлением, однако многие — и лучшие — писатели 18 века были просветителями: А.Поуп, Дефо, Дж.Свифт, Ричардсон в Англии, Монтескье, Вольтер, Д.Дидро, Руссо во Франции, Г.Э.Лессинг. К.М.Виланд, Ф.Шиллер, И.В.Гёте в Германии. Просветительская литература формирует своеобразные идейно-художественные принципы (это прежде всего морализация и дидактизм, построение сюжета как доказательства или опровержения определенного философского тезиса, введение в систему персонажей героев — носителей авторских идей), но в целом она вбирает в себя опыт разных литературных направлений 18 столетия — классицизма (см. трагедию Вольтера «Эдип», 1718; поэму-трактат Поупа «Опыт о человеке», 1732-34; оду «К Радости», 1786, Шиллера, трагедию «Ифигения в Тавриде», 1787, Гёте), рококо (философские повести Свифта, Монтескье, Вольтера, Дидро, Виланда), сентиментализма, («мещанские драмы» Лессинга и Дидро, романы Ричардсона, Руссо, «Страдания молодого Вертера» Гёте), вливается в их эволюцию. Просветители отдают дань разным литературным жанрам эпохи: поэтическим (оды, эпиграммы, элегии, описательные и ироикомические поэмы), драматическим (трагедия, комедия, мещанская драма), прозаическим (философский роман, философская повесть) Им важно пропагандировать свои воззрения, но это не значит, что они лишь иллюстрируют готовые мысли литературным материалом: художественное творчество является для них формой выработки этих мыслей, способом размышления над актуальными проблемами. Обращение к художественной литературе отражает общий интерес просветителей не к абстрактным метафизическим категориям, а к конкретным животрепещущим проблемам человека и общественным конфликтам.

Новаторство просветителей проявляется не только в области идей, но и художественных форм. Писатели просвещения открыли современность как эстетически равноправную с мифологией и историей область изображения, не связанную непременно с комедией или сатирой, и это выдвинуло в число ведущих жанров 18 столетия социально-психологический роман о современности. Они стремились доставить читателям «радости тончайшей мысли» (П.Валери) и вовлечь их в процесс этой мысли: большинство произведений снабжалось программными предисловиями, сами тексты часто содержали прямые обращения к читателям, сюжеты сочетали дидактизм развязки с открытостью поставленной проблемы. Сторонники просвещения размышляли над категорией «просвещенного вкуса» и применяли этот критерий в собственном литературном творчестве. Просветительские сочинения отличает разнообразие и богатство художественной интонации, они сочетают ясность и патетичность, интеллектуальность и проникновенность, изящество и искренность выражения. Многие произведения просветителей стали мировой художественной классикой». «Робинзон Крузо» (1719) Дефо и «Приключения Гулливера» (1726) Свифта, «Кандид» (1759) Вольтера и «Юлия, или Новая Элоиза» (1761) Руссо, «Дон Карлос» (178387) Шиллера и «Фауст» (1808-31) Гёте.

Образ просвещения, а значит, и уточнение и эволюция самого термина, начали складываться уже в период Великой французской революции, когда французские революционеры стали рассматривать себя как верных учеников Монтескье, Вольтера и прежде всего Руссо, придавая, однако, автору «Общественного договора» не свойственный ему на самом деле последовательный политический радикализм и отталкивая от себя вчерашних «вольтерьянцев» (Ф.Р.де Шатобриана) и «руссоистов». Разочарование в ходе и итогах революции заставляло многих современников винить в неудаче просветителей. Романтизм, рождавшийся в значительной мере в полемике с предшествующим этапом культуры, внес, таким образом, существенные коррективы в понимание феномена просвещения и литературы 18 века. Этот период стал рассматривался как время безверия и рассудочного, поверхностного отношения к миру и человеку, как эпоха, провозгласившая «культ Разума» и забывшая про чувства. Фактически в эпоху романтизма просвещение стало связываться с движением «идеологов» (А.Л.К.Дестют де Траси, К.Ф.Вольней и др.), готовивших Французскую революцию, и постепенно рассматриваться как непосредственная идеологическая подготовка этого события. Своеобразным эталоном просвещения начали считаться воззрения французских философов-материалистов и утопистов второй половины 18 века, труды которых собственно в просвещении занимали на самом деле периферийное место. В полемике с этими представлениями в истории философии и литературоведении 20 века постепенно развиваются более диалектические и исторически корректные трактовки просвещения, в основу которых положены идеи немецкого ученого Э.Кассирера. Он, в частности, подчеркивал, что просветительская мысль богата и разнообразна, что она проявляется «не в отдельных теориях или совокупности аксиом, а там, где происходит ее становление, где она сомневается и ищет, разрушает и строит» (Cassirer Е. Die Philosophic der Aufklarung. Tubingen). Осознавая сложность и пестроту идеологических истоков Французской революции, а с другой стороны — несводимость воззрений просветителей к революционной идеологии, современные зарубежные ученые трактуют просвещение как широкое и внутренне не замкнутое интеллектуально-культурное движение, в основе которого лежит прежде всего выработка новых принципов мышления, защита свободной мысли. Просвещение не истолковывается более и как буржуазная идеология. Просветители отстаивали многие идеи, которые являются общечеловеческими ценностями и сохраняют свое значение и сегодня, независимо от политической или идеологической конъюнктуры.

В основу отечественной концепции просвещения были положены суждения К.Маркса и Ф.Энгельса, рассматривавших его как идейное движение буржуазного класса. По мнению Энгельса, чаемое просветителями «царство разума было не чем иным, как идеализированным царством буржуазии» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е издание Том 20). В 1930-е, когда закладывались основы вульгарно-социологической концепции просветительского движения, в отечественном литературоведении закрепилось окончательное отождествление просвещения с революционной идеологией буржуазии. Это привело некоторых ученых к убеждению, что в странах, где буржуазная революция уже свершилась (в Англии), просвещение отсутствовало. Однако в последнее десятилетие трактовка просвещения как широкого культурного движения, основные идеи которого носят общечеловеческий характер, находит все больше сторонников и в нашей науке.

Просвещение в России

В России идеи французского просвещения получают распространение во второй половине 18 века, в годы правления Екатерины II. В отличие от Франции, средой, питавшей просветительскую литературу в России, было не «третье сословие», а дворянство, критически настроенное по отношению к современным общественным нравам. Адресатом литературы, выражающей просветительские идеи, также было дворянство. Целью русских просветителей было напомнить дворянам об их долге; для этого в сочинениях просветителей порочным дворянам часто противопоставлялись добродетельные мещане. Хотя во второй половине 18 века словесность в значительной мере эмансипировалась от власти, основными сферами бытования литературы были двор Екатерины II, поддерживавшей просветительские идеи и писавшей пьесы и журнальные заметки; двор наследника Павла Петровича (при дворе Павла Петровича служил Д.И.Фонвизин, бывший секретарем графа Н.И.Панина — воспитателя Павла). Литературная и издательская деятельность Н.И.Новикова в конце 1770-х – 80-х была связана с Московским университетом. Литературные салоны, не связанные с двором и государственными институтами и возглавляемые дамами, были в России исключением, а не правилом (салон княгини Е.Р.Дашковой). Именно власть изначально инициировала и поддерживала просветительские идеи: проект нового законодательства — «Наказ Комиссии для составления нового Уложения» (1767) был основан на просветительских идеях книги французского политического мыслителя Ш.Монтескье «О духе законов» (1748) и книги итальянского юриста Ч.Беккариа «О преступлениях и наказаниях» (1764), в которой были обобщены идеи французского просвещения. Екатерина II участвовала в переводе книги Ж.Ф.де Мармонтеля «Велизарий» (1776), содержащей наставление просвещенным монархам и обличающей деспотизм. Придворные императрицы перевели избранные статьи из «Энциклопедии» Дидро и Д’Аламбера. Екатерина II состояла в переписке с Дидро и Вольтером. Радикальные просветители во Франции отрицали монархию и склонялись к республике. Русские литераторы, даже весьма критически относившиеся к деятельности императрицы, не сомневались в истинности идеала просвещенной монархии. Исключением была позиция А.Н.Радищева, который в оде «Вольность» (около 1783) и в «Путешествии из Петербурга в Москву» (1790) выразил идею о несовместимости монархии и народной свободы. Роль просвещенной государыни, разыгрываемая Екатериной II, повидимому, не свидетельствовала о лицемерии императрицы: Екатерина II действительно рассчитывала осуществить идеи просветителей в России, но отказалась от этой мысли, встретив сопротивление дворянства. Тяжелый удар просветительским надеждам нанесло пугачёвское восстание 1773-74, а французская революция 1789-94 вызвала в России репрессии против независимо мыслящих людей, в том числе литераторов.

Просветительские идеи находят выражение прежде всего в сатирических комедиях («Недоросль», 1782, Д.И.Фонвизина; пьесы Екатерины II) и в сатирической журналистике (журналы Н.И.Новикова «Трутень» и «Живописец», 1769-72). Главные темы русской просветительской литературы — воспитание молодого дворянина и отношение дворян к своим государственным обязанностям (государственная служба как служение Отечеству) и к крепостным крестьянам; неизменный предмет осмеяния — «щегольство» дворянства, бездумное подражание французским модам. События французской революции, наполеоновские войны, распространение романтических веяний привели в Европе к осознанию наивности и утопичности просветительских идей. В России они сохраняют значение на протяжении 1800-20-х: установка на пропаганду истинных идей, на воспитание гражданина-патриота присуща декабристской литературе и «Горю от ума» (1822-24) А.С.Грибоедова. Внимание к литературе просвещения было характерно и для русских литераторов позднейшего времени—для писателей радикально-демократического круга, Л.Н.Толстого, воспринявшего идеи Руссо.

Слово просвещение произошло от немецкого Aufklarung; английского Enlightenment; французского Les Lumieres, итальянского Illuminismo; испанского Illustracion.

Загрузка ...
Путь к осознанности
Adblock
detector