Разговор это дидактический жанр в форме диалога, утвердившийся в литературе барокко. Персонажи разговора ведут между собой непринужденную беседу на различные нравственные и общественные темы с целью поучения светской публики. Нередко наставительные разговоры перерастают в кодекс поведения. Таков переведенный на многие языки трактат в четырех книгах «Придворный» (1528) итальянского гуманиста Б.Кастильоне. Эразм Роттердамский написал морально-дидактические «Разговоры запросто» (1516), извлечения из которых в 1716 по повелению Петра Великого были изданы в России под названием «Разговоры дружеские Дезидерия Ерасма». В Испании создавались книги о вежливости и обхождении с людьми, учебники «правильного» жизненного пути — «Часы государевы, или Золотая книга об императоре Марке Аврелии» (1529) А.де Гевары и «Карманный оракул, или Искусство быть благоразумным» философа-моралиста Б.Грасиана. Нюрнбергский поэт Г.Харсдёрфер выпустил восемь томов «Женских разговорных игр» (1641-49) — прециозную энциклопедию салонной образованности.
Гамбургскому поэту И.Ристу, основателю поэтического «Ордена эльбских лебедей» (1658), принадлежит шеститомное издание «Ежемесячных разговоров» (1663-68); немецкому теоретику Просвещения И.Х.Готшеду — дидактические еженедельные разговоры «Благоразумные хулительницы» (17252-6). Философские аспекты жанра выступают у Д.Дидро в его «Разговоре Д’Аламбера и Дидро». М.В.Ломоносов в «Разговоре с Анакреоном» (1758-61) ведет речь о предназначении поэта. В жанре разговора выступил Н.М.Карамзин («Разговор о счастии. Филалет и Мелодор», 1797). В 19-20 веках жанр игрового разговора утрачивает свои характерные черты.