Ритмическая проза

Ритмическая проза это в широком смысле — фонетически организованная проза (преимущественно ораторская проза) с ощутимой упорядоченностью ритма. Наиболее ощутима такая закономерность перед синтаксическими паузами и после них, т.е. на стыках фраз и колонов; в античной прозе ритмическими делались обычно концовки периодов. Разрабатывалась в античной и средневековой латинской литературе, оказала влияние на европейскую прозу 16 — начала 19 века. В русской прозе ритм такого рода ощутим, например, у Н.М.Карамзина, Н.В.Гоголя («Чуден Днепр при тихой погоде…»).

В узком смысле слова ритмическая проза в русском стиховедении называлась проза, в которой присутствуют определенные стопные (см. Стопа) закономерности: обычно ударения ложатся на каждый третий слог, образуя правильный дактилический (амфибрахический, анапестический) метр. Такая проза отличается от стиха только отсутствием членения на стихотворные строки.

Пример ритмической прозы:

С конюшнею каменной, с дворницкой, с погребом — не прилипающий к семиэтажному дому, но скромным достоинством двух этажей приседающий там, за литою решеткою, перевисающий кариатидами, темно-оливковый, с вязью пальмет— особняк: в переулке, в Леонтьевском!
(А.Белый. Маски, 1932).

Встречается также у других писателей 1920-х (Б.А.Пильняк, М.Шагинян). Не смешивать со стихотворением в прозе.

Загрузка ...
Путь к осознанности
Adblock
detector