Роль это персонаж в драматургических произведениях и его индивидуальное воплощение в спектакле актером; Совокупность текста, произносимого актером. В произведениях драматического рода литературы традиционно различали роли трагические, драматические, комические. Для трагической роли характерны предельная непримиримость в отстаивании высоких нравственных принципов, склонность к героическим порывам, противостояние рутинным духовным и общественным явлениям, непреодолимым силами отдельной личности, — а потому — трагическая обреченность. Классические образцы трагических ролей — Гамлет, Отелло в одноименных трагедиях У.Шекспира, Борис Годунов в пушкинской исторической трагедии. Трагической роли соответствовало в театре амплуа «трагика» (в истории театра — Т.Сальвини, П.С.Мочалов).
Драматическая роль близка трагической, но имеет свои нюансы, обусловленные жанровыми отличиями драмы от трагедии, и, прежде всего — отсутствием мотива обреченности, погружением в нравственно-психологические и философские проблемы личности. Отсюда преобладание в драматической роли теплоты, лиризма, хотя драматический пафос все же налагает некоторый оттенок трагизма, вызванный неизбежными противоречиями жизни. Драматические роли — Арбенин в драме «Маскарад» (1835-36) М.Ю.Лермонтова, Нина Заречная в «Чайке» (1896) и Маша в «Трех сестрах» (1901) А.П.Чехова. Примеры драматического темперамента в истории русского театра: В.А.Каратыгин, Г.Н.Федотова. Мелодраматическая роль чаще всего сосредоточена на проблемах любовного чувства, ей присущи склонность к преувеличенным страданиям, чрезмерная страстность, перемежающаяся сентиментальностью. Пример мелодраматической роли — Таня в одноименной пьесе (1938) А.Арбузова. Комическая роль предполагает попадание персонажа в смешные ситуации, строится на литературном приеме «посрамления героя». Диапазон «типов» комических героев чрезвычайно широк: акцент может быть на столкновении характеров персонажей, где противопоставлены плутовство и простодушие, комическая роль может иметь черты клоунады, шутовства. В театре ей соответствует амплуа «комика» (М.С.Щепкин, О.О.Садовская).
Некоторые драматургические жанры (древнегреческая трагедия, японский театр кабуки, итальянская комедия дель арте выработали особые, статичные образы, закрепленные за той или иной роли. В трагедиях Эсхила, Софокла, Еврипида неизменная роль отводилась Хору (Корифею и хоревтам): Хор начинал действие, организовывал и направлял его; Хор олицетворял собою народ, выражал этическую оценку событий. В японском театре кабуки за каждой ролью закреплен свой особый грим, свои сценические позы. Необычайно плодотворной для русской литературы (особенно «младосимволистов») оказалась итальянская комедия дель арте, с традиционными ролями-масками: слугами Бригеллой, Арлекином, Пульчинеллой, Коломбиной, глупым жадным купцом Панталоне, фанфароном и трусом Капитаном, болтуном Доктором, педантичным, назойливым Тартальей и др. Роли Арлекина, Коломбины и Пьеро были углублены, философски переосмыслены в лирике и драматургии Блока: («Двойник», 1903; «В час, когда пьянеют нарциссы…», 1904; «Балаганчик», 1906; «Балаган», 1906), в романе А.Белого «Петербург» (1913-14).
Слово роль произошло от французского role.