Руссоизм

Руссоизм это общественно-литературное течение, получившее свое название от Ж.Ж.Руссо (1712-78). Руссоизм и вольтерьянство, родоначальником которого был Вольтер (1694-1778) представляют отражение двух главных направлений французской мысли эпохи Просвещения: рационализма и сентиментализма. Все идеи Руссо: философские, религиозные, моральные, общественно-политические, исторические, педагогические и литературные, явившиеся реакцией против господства разума, основаны на культе чувства, человеческой личности и природы. Если в первую половину 18 века во Франции господствовало вольтерьянство, то в 1760-е в борьбу с ним вступает руссоизм с его сентиментализмом, религиозностью, морализмом и пафосом, разрастаясь постепенно в весьма влиятельное течение. Еще при жизни Руссо его сочинения, в особенности «Юлия, или Новая Элоиза» (1761) и «Эмиль, или О воспитании» (1762), породили группы поклонников и подражателей. В течение десятилетия от смерти Руссо до начала революции (1778-89) зарождается литературная школа Руссо, к которой надо отнести Н.Леонара(1744-93), Себастьена Мерсье (1740-1814), Н.Ретифа де ла Бретонна (1734-1806), содействовавшего проповеди руссоизма, нередко доводившего принципы Руссо до утрировки.

Эпоха революции была временем настоящего апофеоза Руссо, который из писателя, теснимого и преследуемого властью при «старом порядке», обратился в официально признанного новым правительством вдохновителя революционного движения, пророка и философа революции. По постановлению Конвента, прах Руссо, покоившийся в Эрменонвилле, на «острове тополей», куда совершались многочисленные паломничества его поклонников, был торжественно перенесен в парижский Пантеон (20 вандемьера III года, т.е. 11 октября 1794). Чествование Руссо распространилось по всей Франции. Революционные деятели: О.Мирбо, М.Робеспьер, Б.Барер, Л.Сен-Жюст, Ж.П.Марат, гжа Ж.Ролан и др., — были восторженными руссоистами и писали в духе руссоизма. Самые крупные французские руссоисты 18 века — Ж.Бернарден де СенПьер (1737-1814) и Андре Поль Шенье (1762—94); первый прославился в области романа («Поль и Виргиния», 1788) и художественных описаний экзотической природы (в чем он пошел дальше своего учителя), второй свое руссоистское настроение вылил во вдохновенную лирику, оказавшую влияние на поэзию романтиков. Эти писатели находятся на перепутье от сентиментализма к романтизму, многие элементы которого (жизнь чувством, индивидуализм, культ природы) были в учении Руссо, почему он считается предшественником романтического движения.

В Англии главные произведения Руссо появлялись в переводе вскоре после их выхода в подлиннике и обсуждались на страницах журналов. Большой интерес к Руссо проявился в кружке Эразма Дарвина, деда знаменитого естествоиспытателя, а первым английским руссоистом был Томас Дей, издавший под влиянием «Эмиля» педагогический роман «Сэнтферт и Мертон» (1783) и проводивший идеи Руссо также и в своей поэзии. Руссо оказал влияние на шотландскую школу «философии здравого смысла» во главе с Джеймсом Битти (1735-1803), автором «Опыта об истине» (1770), «Опыта о поэзии и музыке» (1776). Общественно-политические доктрины Руссо отразилась у Дж.Пристли, Р.Прайса, Т.Пейна («Права человека», 1791), и, в особенности, у У.Годвина («Политическая справедливость», 1791). Хотя Руссо сам многим обязан английскому роману, он оказал, в свою очередь, влияние на Л.Стерна («Сентиментальное путешествие», 1768; «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена», 1760-67), О.Голдсмита («Векфилдский священник», 1766), Г.Брука («Знатный простак», 1764-70), Г.Мэккензи («Человек чувства», 1771), гжи Е.Инчбалд («Простая история», 1791). Поэт Уильям Каупер (1731-1800) имеет много точек соприкосновения с Руссо; в его поэзии не редкость схожие с руссоизмом мотивы, проявлявшиеся, однако, в смягченной форме, не противоречащей его консервативным убеждениям. У народного поэта Роберта Бёрнса (1759-96), напротив, натурализм и чувствительность сочетаются, как у Руссо, с политическим радикализмом и демократическими симпатиями.

В Германии общественно-политическая программа Руссо почти не нашла отзвуков; зато все другие его идеи получили более яркое выражение, чем в Англии, как соответствующие национальным чертам немецкого характера. Сильнейшие воздействие руссоизм оказал на движение «Бури и натиска». «Философия чувства» руссоизма получает дальнейшую разработку у И.Г.Гаманна (1730-88), И.Г.Гердера (1744-1803) и Ф.Г.Якоби (1743-1819). Глубокое влияние Руссо признавал И.Кант: под впечатлением его идей совершился переход философа к признанию нравственного начала за первенствующее в человеке; педагогические идеи Руссо отразились в трактате Канта о педагогике. Провести те же идеи в жизнь стремились педагоги: И.Г.Песталоцци (1740-1827), автор «Лингарда и Гертруды» (1781-87), И.Б.Базедов (1723-90) и И.Г.Кампе (1746—1817). Страсбургский кружок так называемых штюрмеров (см. «Буря и натиск») во главе с молодым И.В.Гёте воспринял основные доктрины Руссо. На всех юношеских произведениях Гёте лежит отпечаток этого увлечения. Самым блестящим плодом руссоизма на немецкой почве можно считать его «Страдания молодого Вертера» (1774), где на первом плане сентиментализм, и «Фауста» (1808-31), в котором проступают тенденции индивидуализма и натурализма. Руссоизм оказал сильное влияние на участников кружка — Ф.Мюллера (1747-1825), известного как Мюллерживописец, Г.Вагнера (1747-77), В.Гейнзе (1749-1803) и их произведения: драмы Ф.М.Клингера (1752-1831), из которых одна — «Буря и натиск» (1776) дала название этому периоду, и романы Я.М.Р.Ленца (1751-92), называвшего «Новую Элоизу» величайшей изо всех французских книг. Руссоистское влияние характерно и для геттингенского кружка поэтов («Союзрощи»), в состав которого входили Г.А.Бюргер (1747-94), И.Г.Фосс (1751-1826), Л.Хёльти (1748-76), братья X. и Ф.Штольберг. Ф.Шиллер в дни юности также находился под обаянием идей Руссо и почтил его могилу восторженными стихами; его особенно увлекала проповедь освобождения личности, нашедшая выражение в юношеских драмах и в лирике; образ маркиза Позы в «Дон Карлосе» (1783-87) создавался как под влиянием просветительских идей вообще, так и специфических черт руссоизма.

Руссоизм в Росиии

В России 18 века руссоизм оказался в менее благоприятных условиях, чем вольтерьянство, вследствие того, что Екатерина II, деятельно переписывавшаяся с Вольтером, относилась враждебно к Руссо, считала его революционером и презрительно называла «полумудрецом сего века». Тем не менее, многие из представителей знати, окружавшей императрицу, были поклонниками Руссо: Г.А.Потемкин в 1768-70 перевел «Новую Элоизу» и три других его сочинения, К.Т.Разумовский жаждал повидаться с ним в Страсбурге в 1765, граф Г.Г.Орлов приглашал его поселиться в одном из своих имений и в мае 1772 несколько раз виделся с ним в Париже, где через три года его посетил Л.В.Шувалов; кн. А.И.Белосельский вступил с ним в переписку. Высоко ценил Руссо Д.И.Фонвизин. Будущий масон И.В.Лопухин воздвигал в молодости в своем имении храмы в честь Руссо. Под его влиянием сложились, до известной степени, миросозерцание историка И.Н.Болтина и общественно-политические взгляды А.Н.Радищева. Всего же более сказалось воздействие Руссо на писателях сентиментального направления во главе с Н.М.Карамзиным (1766-1826), который в молодости общался в Москве с видным немецким руссоистом Ленцем и в «Письмах русского путешественника» (1791-95) проявил свои симпатии к Руссо.

Если в 18 веке Руссо ценился всего более как сентименталист и политический мыслитель, то в первые десятилетия 19 века он рассматривался как родоначальник романтического движения, дорогу которому открыли как его соотечественники, так и сочинения писателей его школы. К этой школе близко подошли предтечи французского романтизма гжа А.Ж.де Сталь (1766-1817) и Ф.Р.де Шатобриан (1768-1848); первая усвоила все элементы учения Руссо, за исключением его пессимизма и оппозиции Просвещению; второй, напротив, особенно воспринял эти два пункта, выдвигая вместе с тем религиозность Руссо, которая превращается у него в поклонение католицизму, и совершенно отметая его освободительные политические тенденции.

Во второй половине 19 века проявления руссоизма делаются более неуловимыми и осложняются другими тенденциями. Однако педагогические идеи Руссо не утрачивают своего значения. Принципы руссоизма — «возвращение к природе», опрощение — находили сочувствие у многих писателей, в т.ч. у моралистов и социальных утопистов. Самым ярким выразителем руссоизма, видоизмененного в соответствии с потребностями времени и индивидуальными особенностями писателя, явился Л.Н.Толстой с его резкой критикой культуры, морализмом, призывом к религиозности, демократическими идеалами, индивидуалистическими стремлениями в общественно-политической области.

Путь к осознанности
Adblock
detector